Форум » США » Российско-американские отношения: «перегрузка» или «перезагрузка»? » Ответить

Российско-американские отношения: «перегрузка» или «перезагрузка»?

Admin: Нашел еще один свой старенький матерьяльчик 209 года. Вдруг кому пригодится. Победа на президентских выборах в США Барака Обамы вплотную поставила перед российской политической элитой вопрос о том, каким образом изменится (если изменится) политика Белого Дома в отношении России. С другой стороны, российская политика в отношении США также не стоит на месте, она постоянно корректируется с учетом происходящих в мире изменений. Коррекция американской позиции в отношении России В своей книге «Смелость надежды» Обама написал, что его интересуют такие проблемы, как загрязнение окружающей среды, а вовсе не международная политика. С приходом в Белый дом новый американский президент отчасти подтвердил эту позицию – основные его шаги пока направлены на решение насущных проблем американской экономики, внешнеполитические акции новой администрации пока не столь масштабны, как это было при Дж.Буше. Выбор в качестве вице-президента Джо Байдена, главы комитета Сената США по международным отношениям, и Хилари Клинтон в качестве госсекретаря показывает, что в первое время Обама будет полагаться в вопросах отношений с Россией на своё ближнее окружение. Байден - один из основных идеологов внешнеполитической стратегии новой демократической администрации. Этот сенатор-демократ от штата Делавэр не устаёт выражать обеспокоенность «отходом» России от демократии при Владимире Путине. Байдену принадлежит высказывание о том, что Россия «все больше движется в сторону олигархии». Байден ярый сторонник расширения НАТО на Восток и скорейшего включения в состав Альянса Украины и Грузии. В статье «Вступиться за Грузию» , написанной им совместно с известным русофобом, сенатором-республиканцем Р.Лугаром, Байден призывает активно поддержать Грузию, учитывая, что ее руководство «направило значительные контингенты войск в Ирак и Афганистан, а по территории страны проходит большой отрезок трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан… Вашингтон должен возглавить мощное международное дипломатическое контрнаступление, нацеленное против попыток России дестабилизировать Грузию и весь регион». Лугар, оказавший, по словам Обамы, сильное влияние на формирование представлений нового президента о внешнем мире, является лоббистом многих антироссийских энергетических проектов и прямо называет Россию «враждебным» США режимом. Помимо Байдена в новой администрации есть и другие эксперты по внешней политике: Д.Тедструм, С.Пауэр и Р.Холбрук. Сильное влияние на идеологию нынешней американской администрации оказывает Збигнев Бжезинский – один из наиболее закоренелых и непримиримых врагов России. Присутствие Бжезинского в команде Обамы – знак того, что попытки придать «отрыву» Украины от России необратимый характер станут при новой администрации еще более наступательными и изощренными . Тедструм, советник по вопросам Украины, Белоруссии и Молдовы, имеет прямое отношение к сфере принятия решений в американской внешней политике - длительное время он проработал ведущим экономистом в одном из самых влиятельных «мозговых центров» США - RAND Corporation. В администрации Б.Клинтона Тедструм был директором по России, Украине и Евразийским отношениям в Совете национальной безопасности США, где заведовал стратегическим планированием. Он демонстрирует «воодушевление от желания Украины вступить в НАТО», поскольку это «помогло бы ей стать активным участником трансатлантических отношений». Оказывает влияние на новую администрацию и Саманта Пауэр. Ее стараниями интенсивная идеологическая кампания за признание голода 1933-1934 гг. геноцидом, развернутая президентом Украины В.Ющенко и украинским МИДом, получила дополнительный импульс - свою поддержку вступлению Украины в НАТО Обама огласил в поздравительном письме в адрес участников ХХ съезда Украинского конгрессового комитета Америки, для которого задача признания «голодомора» геноцидом - одна из центральных. Характер окружения нового президента США говорит о том, что попытки американской стороны втянуть Украину в НАТО станут ещё более агрессивными и нетерпеливыми, чем при прежней администрации. Есть сведения, что, опираясь на проамериканские силы в Украине, администрация Обамы предпримет шаги, чтобы к юбилейной (60-летие Северо-Атлантического альянса) сессии НАТО в апреле 2009 г. Украине был-таки представлен План действий относительно членства в НАТО (ПДЧ). В военном блоке новой администрации представлены одновременно и члены команды Клинтона, и республиканцы. Пост министра обороны остался за Робертом Гейтсом, который в свое время убедил Буша дать отмашку Саакашвили на военную авантюру в Южной Осетии - этот блок американской политики носит явно выраженный антироссийский характер. Одновременно Гейтс является противником ядерного разоружения и продвигает проект размещения ПРО в Чехии и Польше. Столь же откровенным «ястребом» является и Джеймс Джонс, помощник президента по национальной безопасности. Ранее он командовал группировкой Вооруженных сил США в Европе и Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе. Джонс постоянно заявляет, что США «распространяют и обеспечивают демократию с помощью расширения своего военного присутствия в различных регионах земного шара» и делают это для обеспечения своих экономических интересов. Некоторые из его последних заявлений непосредственно касаются России. Так, Джонс признал, что кавказский воздушный коридор является «критически важной линии жизни между коалиционными силами в Афганистане и нашими базами в Европе», и европейское руководство армии США вместе с командованием американского спецназа работают над планом перевода сил спецназа на новые базы на юге Европы, поближе к Кавказу. Что касается внешней политики, то Хилари Клинтон на посту госсекретаря коллеги называют «демократическим ястребом». При Клинтон Госдеп продолжил внешнеполитический курс, избранный Бушем. Сюзан Райс, новый представитель США при ООН, начавшая свою карьеру в аппарате госсекретаря Мадлен Олбрайт, считается экспертом по «новым демократиям». Таким образом, внешняя и военная политика в новой американской администрации проводится демократическими и республиканскими «ястребами», которые будут традиционно заняты силовым продвижением интересов США в разных регионах мира. Правы оказались эксперты, которые полагали, что «никаких перемен не будет». Обама не намерен исправлять политику Вашингтона, его задача – улучшить имидж Америки и стать ширмой для прикрытия давно запущенного проекта «Укрепление позиций Америки в мире». Сам Обама, судя по его словам, делает это сознательно: «Моя цель – восстановить моральный авторитет Америки в мире, добиться того, чтобы она снова смогла играть роль международного шерифа, и ей в этом не мог никто помешать». Президент США любит повторять растиражированную СМИ фразу о том, что его администрация рассчитывает на «перезагрузку» отношений с Россией . «У нас есть общие причины для беспокойства, - признается он. - Я привел два примера: проблема нераспространения ядерного оружия и проблема терроризма. И на данном этапе, я думаю, что, наверное, у нас потенциально есть общие проблемы в том, что касается мировой экономической ситуации. Так что, я надеюсь, у нас могут быть конструктивные отношения». То есть, новый американский лидер на словах вроде бы настроен на серьезные перемены во внешней политике США, в том числе на российском направлении. Объективные обстоятельства также требуют перестройки внешнего курса Белого дома. Его прежние претензии на глобальную гегемонию активизировались в условиях капитуляции идейно-политических противников США в холодной войне (СССР) и значительного отрыва от конкурентов по совокупной мощи. Соединенные Штаты поверили во всепобеждающую силу своей модели общества, возомнили себя вождем прогрессивного человечества, призванным вести его к свободе и процветанию. Теперь, когда иллюзии ослабли, в кризисе оказались и экономика, и внешняя политика США. Вместе с тем, на пути перестройки американской стратегии имеются серьезные препятствия. Прежде всего, сами же Соединенные Штаты не откажутся от курса на лидерство в мире. В нынешней американской элите эти претензии сохраняются, разделяет их и лично Обама. Принимая это во внимание, Америке и впредь придется сталкиваться с другими странами (в т.ч. с Россией), которые не согласны на роль младших партнеров Вашингтона. Ощутимое влияние на американскую стратегию будут также оказывать экономические мотивы. США продолжат борьбу за доминирование на зарубежных рынках, за контроль над источниками и путями доставки энергоносителей, - следовательно, и в этих сферах столкновения с конкурентами неизбежны. Внешнеполитическая повестка Обамы формируется в противостоянии свежих веяний с традициями, результат обещает быть противоречивым и неоднозначным. Инициативы Белого дома по преодолению экономического кризиса в области разоружения, нераспространения ядерного оружия, противодействия терроризму, урегулирования на Ближнем Востоке, в Афганистане, на Корейском полуострове могут приветствоваться в Кремле, здесь масштабы сотрудничества Москвы и Вашингтона имеют шанс к расширению. Однако столкновения на постсоветском пространстве неизбежны. Америка, движимая своими амбициями, экономическими и геополитическими расчетами, не станет отвергать призывы дружить со стороны антироссийски настроенных элит Грузии и Украины, других постсоветских государств. Россия же никогда не смирится с вторжением США в ее жизненное пространство. Это соперничество будет неизбежно омрачать российско-американские отношения. Очевидно, что в американском направлении России предстоят серьёзные дипломатические и информационные бои.

Ответов - 2

Admin: Коррекция российской позиции в отношении Америки В России, уже отошедшей от прозападной эйфории начала 1990-х гг., следят за внешнеполитической эволюцией США со скептицизмом и недоверием. В своем выступлении на антикризисном саммите в ноябре 2008 г. Президент России Дмитрий Медведев заявил, что ожидает от Обамы улучшения отношений между двумя странами и преодоления всех возникших при прошлой администрации разногласий - например, по вопросу размещения в Европе элементов системы ПРО. Официально Москва готова к конструктивному диалогу с администрацией Обамы, - об этом заявил глава МИД России Сергей Лавров. «Мы намерены продолжать линию на дальнейшее развитие полноценных и взаимно полезных российско-американских отношений», - подчеркнул он. Однако, по его словам, «рассматривая наши нынешние отношения, мы приходим к выводу, что США еще не совсем готовы отказаться от попыток единолично решать вопросы мировой политики… После распада СССР многие в Америке уверовали, что настал «PAX AMERICANA» - доминирование США в однополярном мире. Сейчас вполне очевидно, что даже такой мощной стране, как США, с глобальными вызовами в одиночку не справиться», - подчеркнул глава российского внешнеполитического ведомства. Д.Медведев также констатировал, что в российско-американских отношениях нет необходимого доверия. В своем Послании Федеральному Собранию он заявил, что рассчитывает на то, что «сложности, которые возникли в последнее время в наших коммуникациях с действующей администрацией США, будут преодолены в ходе нашего общения с новой администрацией». Президент также отметил, что в России нет антиамериканизма, но есть накопившиеся проблемы в отношениях двух стран. Премьер-министр РФ Владимир Путин также выразил осторожный оптимизм относительно развития российско-американских отношений при новой администрации . Однако по мнению экспертов, уступать американцам Кремль не собирается ни по одному из вопросов. В своем Послании Федеральному Собранию 5 ноября 2008 г. Президент России даже выдвинул идею о размещении российских ракет «Искандер» в Калининграде – самом западном российском анклаве. Мнения российских экспертов по вопросу об изменении американской политики в отношении России можно охарактеризовать как сдержанные. По мнению заместителя директора Института США РАН и Канады Виктора Кременюка, в отличие от Буша, Обаму можно будет в чем-то убедить, его приход в Белый дом позитивно повлияет на российско-американские отношения. Директор Российского института стратегических исследований Евгений Кожокин также полагает, что Обама - человек перемен и России это выгодно. Григорий Карасин, первый заместитель главы МИДа России, высказал мысль о том, что ожидается «освежение подходов» США к проблемам внешней политики, а, следовательно, и к отношению с Россией, что принесет большую конструктивность в плане взаимодействия в решении новых вызовов и угроз XXI века и поможет налаживать двусторонние отношения во внешнеполитических вопросах. Как более «договороспособного» главу государства, нежели его соперник на выборах Джон Маккейн, рассматривает Обаму глава комитета Госдумы РФ по международным делам Константин Косачев. «И я… безусловно, связываю надежды на улучшение российско-американских отношений с Бараком Обамой», - заявил Косачев. При этом он добавил, что рассчитывает при Обаме на смягчение политики США по вопросам о приеме в НАТО Украины и Грузии и о размещении ПРО в Польше и Чехии. Несмотря на то, что Обама «по своим убеждениям, в частности, на российском направлении, не сильно отличается от Маккейна, он политик молодой, не зашоренный, не имеющий этой инерции мышления, а потому более способный воспринимать какие-то инновационные прорывные идеи и предложения». Вместе с тем, как отметил российский парламентарий, сейчас преждевременно говорить о том, как при Обаме изменятся российско-американские отношения. «Он как президент пока мало понятен и трудно предсказуем, его внешнеполитическая платформа пока находится в стадии оформления», - пояснил Косачев. «Достаточно легко прогнозируемым» событием в российско-американских отношениях станет, по его мнению, договоренность о начале переговоров по новому договору в сфере контроля над стратегическим оружием. «Договор СНВ-1 истекает в декабре следующего года, и оставшееся время - примерно год - вполне достаточно, чтобы разработать новый текст», - заявил Косачев. Он также предостерег от преувеличения идеологических и концептуальных расхождений между Обамой и Маккейном. «Президентская кампания по времени совпала с событиями на Южном Кавказе, и это во многом радикализировало подходы Обамы», - отметил российский депутат. Он также подчеркнул, что «господин Байден, который… становится вице-президентом, столь же жесток к России, сколь и нынешний вице-президент США господин Чейни. И господин Байден, конечно же, будет существенно воздействовать на позиции будущего президента», что не позволит российской стороне «расслабиться». Мнение Председателя комитета по международным делам Совета Федерации Михаила Маргелова еще более скептично. Он полагает, что изменение власти в США – это всего лишь «изменение адресата официальной переписки», и что реальных перемен к лучшему в российско-американских отношениях не предвидится. Потепление отношений между двумя странами маловероятно, поскольку в команде Обамы достаточно тех, кто к России относится холодно (например, представители восточноевропейского лобби под руководством Бжезинского и Олбрайт), да и работы по элементам американского ПРО в Восточной Европе США вряд ли будут свернуты. По мнению Михаила Делягина, руководителя Института проблем глобализации, для России победа Обамы безусловно минус, поскольку он не имеет опыта глобального управления, у него большие шансы дезорганизовать Америку, а это плохо для России. Один из лидеров оппозиции, глава Объединенного гражданского фронта Гарри Каспаров полагает, что приход Обамы осложнит жизнь российского руководства. По его мнению, для Кремля наступает довольно сложная ситуация, поскольку на ошибки администрации Буша было удобно списывать многие недоработки российской власти. У Обамы же велик кредит доверия, что не позволит российскому руководству проводить прежнюю политику, считает Каспаров. Наиболее лаконично идеологию российской политической элиты выразил Борис Громов, губернатор Московской области: «Кто бы ни победил, для России ничего не изменится. И Обама, и Маккейн будут проводить антироссийскую политику». 10 марта 2009 г. в Кремле с участием Президента России прошло заседание независимой консультативной комиссии по изучению политики США в отношении России, которая представила Президенту свой доклад на эту тему. Д.Медведев заявил на встрече: «За последние годы наши отношения весьма существенно деградировали. Нас это печалит. Считаю, что у нас есть все возможности для того, чтобы открыть новую страницу в российско-американских отношениях. Те сигналы, которые мы получаем сегодня из Соединённых Штатов – имею в виду сигналы, которые, прежде всего, я получаю от Президента Обамы, – мне представляются вполне позитивными».

Admin: Основные проблемы российско-американских отношений 1. Развертывание американской системы ПРО в Восточной Европе. Президент России заявил, что размещение противоракетных систем в Европе – это серьёзная внешнеполитическая угроза для России, причем решение о таком размещении действующая администрация США приняла «без согласия консолидированной Европы и даже без предварительного согласия Североатлантического блока, а на основе двусторонних отношений с рядом стран. Мы всё время задавали нашим американским партнёрам одни и те же вопросы: «Зачем вам это нужно? Насколько это эффективно? И против кого направлена соответствующая система?» Ни на один из этих вопросов мы не получили вразумительного ответа... Мы не можем не реагировать на… решения о противоракетах, которые приняли, по сути, в одностороннем порядке наши американские коллеги… Я считаю, что это абсолютно адекватный ответ . Но мы вообще можем отказаться от этого решения, если новая администрация Соединённых Штатов Америки возьмёт и ещё раз проанализирует все последствия соответствующих решений о размещении ракет и радара, проанализирует их эффективность... Первая реакция, которая поступила из Соединённых Штатов Америки со стороны новой администрации, обнадёживает… Стало быть, есть, о чём говорить. Мы к таким переговорам готовы, но в то же время готовы и к «нулевому варианту»… Более того, мы готовы даже к продолжению работы над идеей глобальной защиты, в которой бы принимали участие и Соединённые Штаты Америки, и страны Евросоюза, и Российская Федерация» . По мнению Медведева, у России еще есть шансы убедить новую администрацию США отказаться от размещения элементов ПРО в Европе, поскольку позиция нового президента США по этому вопросу выглядит более гибко, чем позиция прежней администрации. По словам российского главы государства, тот факт, что после контакта с президентом Польши избранного президента США с американской стороны последовало опровержение польского заявления о подтверждении Обамой планов размещения ПРО, свидетельствует «о том, что наши американские партнеры будущие об этом думают и у них нет раз и навсегда заготовленного шаблона для решения этой проблемы». Медведев заявил также, что размещение крылатых ракет «Искандер» на границе с Польшей призвано нейтрализовать систему ПРО, которую США планируют разместить в Польше и Чехии. Это свидетельствует о том, что Кремль не намерен отходить от жесткой линии, взятой в отношении уходящей американской администрации Буша. Председатель Правительства России В.Путин приветствовал намерение нового президента США подвергнуть анализу вопрос о размещении элементов ПРО в Восточной Европе. «В ближайшем окружении Обамы говорят, что нет необходимости торопиться с этим (размещением элементов ПРО) и что этот вопрос нуждается в дальнейшем анализе. Мы приветствуем подобные заявления», - заявил Путин . «Было принято решение занять жесткую позицию в отношениях с Соединенными Штатами, не давая уступок новоизбранному президенту, - полагает Дмитрий Тренин из московского Центра Карнеги. – Слухи об этом (развертывании ракет) ходят уже какое-то время. Думаю, это сигнал Вашингтону и Варшаве о том, что им будет лучше и безопаснее, если они откажутся от планов размещения системы баллистической ПРО в Польше и Чехии». Сам Обама во время предвыборной кампании заявлял, что поддержит программу размещения ПРО, только если будет доказана ее эффективность и необходимость. На экспертном уровне среди специалистов, близких к президенту США, все чаще раздаются заявления о том, что не нужно спешить с размещением элементов ПРО в Европе. В то же время, в Вашингтоне охарактеризовали как «весьма огорчительное» намерение России разместить на территории Калининградской области ракеты «Искандер» в ответ на планы США по размещении элементов ПРО в Европе. «Надеюсь, что в какой-то момент мы сможем достигнуть понимания с Россией в этом вопросе» - выразил надежду пресс-секретарь госдепартамента США Шон Маккормак. Таким образом, Россия, согласно словам президента страны, будет предпринимать какие-либо шаги только в ответ на действия США, «да и то в том случае, если программа (ПРО США) будет продолжаться в неприемлемом для нас варианте». Такая позиция российского руководства весьма своевременна, поскольку сближение с Москвой, к которому стремится нынешняя администрация США, никоим образом не может отразиться на стремлении Америки «заботиться о безопасности» стран-союзников по НАТО - об этом заявил новый президент США. По его словам, он отправил российскому Президенту письмо, в котором шла речь о целом ряде проблем двусторонних отношений . Обама подчеркнул, что в его послании повторялась уже не раз высказанная им мысль о том, что размещение элементов системы ПРО в Восточной Европе является мерой, направленной не против России, а против Ирана. Президент США подчеркнул, что его забота об интересах безопасности Польши, Чехии и других стран-союзников НАТО ни в коей мере не уменьшается от сближения с Москвой. «Никоим образом это не преуменьшит мою преданность тому, чтобы Польша, Чехия и другие члены НАТО в полной мере пользовались благами союзничества с альянсом и поддержкой США в вопросах их безопасности», - сказал Обама. Президент США призвал Россию понять его «неослабевающую приверженность» идее защиты независимости и безопасности таких стран, как Чехия или Польша. 2. Признание Абхазии и Южной Осетии. По словам российского Президента, решение о признании независимости Южной Осетии и Абхазии является окончательным и бесповоротное. Отношения России с двумя «новыми субъектами международного права» регулируются двусторонними договорами. Численность российского контингента на их территории определяется соответствующими соглашениями. Их стороны самостоятельно определяют, какой контингент необходим, как он будет расквартирован, какие военные базы будут обустраиваться. Это делается в интересах защиты Абхазии и Южной Осетии, соблюдения прав их населения и недопущения гуманитарной катастрофы. Президент России также отметил, что Россия готова и дальше выстраивать отношения с Грузией, «но не с нынешним режимом». США, в свою очередь, «не признают регионы, отколовшиеся от Грузии, как какие-либо сферы влияния России и право вето на вступление тех или иных стран в ЕС и НАТО», - об этом заявила госсекретарь США Х.Клинтон. 3. Прием в НАТО Грузии и Украины. В декабре 2008 г. в Брюсселе состоялось двухдневное рабочее заседание Совета НАТО на уровне министров иностранных дел. Главной темой, обсуждаемой участниками встречи, стали перспективы принятия в альянс Грузии и Украины. На этом заседании указанные страны не получили ПДЧ, т.е. пока не могут пройти очередной этап, отделяющий их от вступления в НАТО. И хотя перспективы их остаются весьма туманными, в Тбилиси и Киеве не теряют надежд на присоединение к Североатлантическому блоку. США являются главными лоббистами североатлантических амбиций Киева и Тбилиси, они также дали понять, что окончательно отказываться от принятия Украины и Грузии в альянс не намерены. Россия же резко выступает против расширения НАТО на Восток, поскольку справедливо видит в этом угрозу для своей безопасности. Москва заинтересована в реальном улучшении отношений с США и пойдет навстречу любым стремлениям Вашингтона к диалогу на основе учета российских интересов. Председатель Правительства России В.Путин охарактеризовал как позитивный сигнал то, что на последней встрече глав МИД НАТО Украине и Грузии было отказано в получении ПДЧ в НАТО. Он заявил, что приветствует «позитивные сигналы» со стороны Обамы по вопросу о расширении НАТО. Как отметил российский премьер, в США «говорят о возможности обеспечить безопасность Украины и Грузии различными способами и в настоящее время нет насущной необходимости принимать их в члены НАТО... Мы это приветствуем и готовы принять участие в любых дискуссиях, которые позволили бы выработать оптимальные варианты обеспечения международной безопасности». Не так давно министры иностранных дел стран-участниц Северо-Атлантического альянса приняли решение возобновить полноформатное сотрудничество с Москвой, против высказалась только Литва. Молчание в отношениях России и НАТО длилось 7 месяцев после августовского конфликта на Кавказе. Теперь стороны возвращаются к прежней повестке дня: борьба с терроризмом, противодействие наркотрафику, возможно, совместные учения и, что важно для НАТО, транзит грузов в Афганистан. Все эти вопросы будут обсуждаться в привычном формате Совета Россия–НАТО, первая встреча которого состоится после юбилейного саммита НАТО в начале апреля. Выводы. Атмосфера российско-американских отношений «значительно улучшилась за последние несколько недель», - заявил заместитель помощника президента США по национальной безопасности Денис Макдона. В качестве одной из сфер возможного сотрудничества им было названо противодействие ядерным амбициям Ирана. Однако мнения российских экспертов не столь оптимистичны. Российская элита в целом весьма настороженно и прагматично относится к отношениям с США. Причем недоверие и враждебность гораздо сильнее дают о себе знать на «нижних» уровнях элиты, высшие должностные лица и представители бизнеса предпочитают не враждовать с Америкой, а принимать участие в совместных проектах. Похоже, что российско-американские отношения развиваются по принципу, отмеченному еще вождем китайских коммунистов Мао Цзэдуном: «Две сверхдержавы, СССР и США, дерутся и сговариваются, и чем больше они дерутся, тем сильнее они сговариваются». В своем интервью компании ВВС 29 марта 2009 г. Президент России сообщил, что они с президентом США обменялись письмами, где изложили собственное видение развития международной ситуации. По мнению Д.Медведева, письмо его американского коллеги носило позитивный характер и он был склонен согласиться со многими его позициями. Вопрос состоит в том, насколько команды президентов двух стран готовы к тому, чтобы двигаться в определённом направлении, ломать стереотипы и заниматься «перезагрузкой» двусторонних отношений. Позиция же России применительно к ПРО предельно проста – «нельзя создавать фрагменты ПРО, нужно создавать всеобъемлющую ПРО. И к этой системе готова подключиться Россия, потому что мы тоже заинтересованы в том, чтобы наша страна, наши люди были гарантированы от угроз со стороны тех или иных проблемных государств. Но вопрос в том, что делать это нужно совместно, а не размещать какие-то ракеты и радары вблизи наших границ, когда возникает реальное сомнение: для чего это делается?»



полная версия страницы