Форум » Россия » Битва за Арктику » Ответить

Битва за Арктику

Admin: Здесь тоже будем обсуждать

Ответов - 18, стр: 1 2 All

Admin: <b>Комиссия ООН по границам континентального шельфа признала анклав Охотского моря площадью 52 тысячи квадратных километров частью российского континентального шельфа</b> В центре Охотского моря находится вытянутый анклав значительных размеров. Раньше весь он считался "открытым морем". На его территории могли свободно перемещаться и вести лов рыбы суда любых государств. В ноябре 2013 года России удалось доказать права на 52 тысячи квадратных километров акватории в центре Охотского моря. Для сравнения - это больше, чем площадь Голландии, Швейцарии или Бельгии.Центр Охотского моря перестал быть частью Мирового океана и стал полностью российским. После одобрения на сессии ООН процесс юридического отнесения анклава к российскому континентальному шельфу можно считать полностью завершенным. Подробности http://www.rg.ru/2014/03/15/reg-dfo/anklav-anons.html Скоро повторно подадим еще одну заявку. Чтобы немного внести ясность в вопрос, запощу свой небольшой, написанный на основе открытых источников и не вчера написанный матерьяльчик - основные позиции там покамест верны. Арктика – это место соприкосновения интересов Европы, Азии и Америки; природно-сырьевая кладовая, которая занимает ведущее место в мировой экономике по запасам нефти, природного газа, каменного угля и других природных ресурсов. В силу своего геополитического расположения, огромного ресурсного потенциала и планетарного экологического значения Арктика является регионом особых стратегических интересов ведущих стран. Векторы этих интересов зачастую имеют противоположную направленность. Практически все страны циркумполярного мира демонстрируют намерения существенно активизировать свое присутствие в Арктике в целях обеспечения собственных национальных интересов в этом регионе. Связано это, не в последнюю очередь, с тем, что, по мнению специалистов, уже к 2040 г., то есть на десятилетия раньше, чем прогнозировалось, арктические воды могут освободиться ото льда. В результате глобального потепления Арктика приобретает все большее стратегическое значение: открываются новые возможности для добычи нефти и природного газа на арктическом и континентальном шельфе , перспективы прокладывания новых трансарктических путей доставки грузов, круглогодичного судоходства по Северному морскому пути (СМП), а также наращивания военного присутствия. По прогнозам экспертов, в ближайшие десятилетия конкуренция на рынке углеводородов может развернуться между проектами освоения глубоководных месторождений Арктического региона. В последние годы возросло геополитическое значение СМП, что определяется двумя факторами. Во-первых, повысился интерес зарубежных стран к коммерческому использованию СМП, в первую очередь для перевозок грузов между портами Европы и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Во-вторых, с разработкой месторождений в арктических районах СМП может стать мощным элементом транспортировки углеводородного сырья. СМП - это наиболее дешевый путь к природным ресурсам российского Севера. В этих условиях, как никогда прежде, возрастает необходимость ускоренного развития арктического региона. Арктика – это важнейший регион геостратегических интересов России. Ее природно-ресурсный и экономический потенциал играет возрастающую роль в развитии экономики, но характеризуется экстремальными природно-климатическими условиями, сосредоточением экономических и социальных объектов на ограниченных территориях, транспортной труднодоступностью, чрезвычайной уязвимостью и медленной восстановимостью природных экосистем. Арктическая зона была определена решением Государственной комиссии при Совете Министров СССР от 22 апреля 1989 г. После распада СССР российское государство отказалось от протекционистской политики в Арктике. После распада СССР российское государство отказалось от протекционистской политики в Арктике. В течение ряда лет не принимались базовые нормативные документы , сокращался объём государственной поддержки арктических регионов, был ликвидирован Совет по проблемам Крайнего Севера и Арктики при Правительстве России, разрушалась инфраструктура СМП, который в разы сократил свои перевозки. Ряд федеральных законов и постановлений Правительства практически не выполнялся. Таким образом, ситуация с российским присутствием в Арктике стала критической, она требовала срочного вмешательства государства. 17 сентября 2008 г. Президент России Д.А. Медведев выступил на заседании Совета Безопасности РФ, посвященном защите национальных интересов России в Арктике. В его выступлении были намечены следующие контуры государственной арктической политики России. • Арктика имеет стратегическое значение для России, с ее освоением напрямую связано решение долгосрочных задач развития страны, ее конкурентоспособности на глобальных рынках. Около 20 % валового внутреннего продукта России и 22 % общероссийского экспорта производится в этом регионе. В арктических районах развита добыча редких и драгоценных металлов, здесь расположены крупнейшие нефтегазовые провинции . Использование этих ресурсов – залог энергетической и экономической безопасности России. • Огромные инвестиционные и экономические возможности пока остаются потенциальными. Освоение арктических территорий сдерживается неразвитостью экономической инфраструктуры, нерешённостью социальных проблем, в т.ч. отсутствием дешевого пассажирского транспорта и острой нехваткой жилья. Отток населения с Севера продолжается, демографическая ситуация там остаётся очень сложной. • Главная задача России – это превращение Арктики в ресурсную базу России XXI века, обеспечение надёжной защиты национальных интересов России в регионе на долгосрочную перспективу. Для того, чтобы решить эту задачу, должен быть решён целый ряд специальных вопросов: создание прочной нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность России в Арктике (в т.ч. федерального закона о границе Арктической зоны России), подписание договора на правовое закрепление и оформление внешней границы континентального шельфа, снижение диспропорций в уровне развития северных территорий в сравнении с другими регионами и др. • В северные территории государством вкладываются и будут вкладываться значительные средства, в т.ч. в рамках федеральных целевых программ. Вместе с тем, остаются проблемы нерационального распоряжения этими ресурсами. Проблемы Арктики не могут в полной мере решаться за счёт бюджета, необходимо сочетание возможностей государства и бизнеса. • Среди ближайших приоритетов - модернизация транспортной инфраструктуры региона. Отсутствие дорог, местного авиасообщения (оно практически деградировало в постсоветский период), современных речных и морских портов, изношенность флота, в т.ч. ледокольного – это ощутимое препятствие в реализации богатого инвестиционного потенциала Арктики. Ключевой вопрос – техническое переоснащение аэропортов, являющихся для отдалённых районов практически единственным видом сообщения, а также осуществление мер федеральной поддержки отдельных категорий граждан и перевозок по нерентабельным направлениям. • Базовый элемент арктической транспортной системы – это СМП. Он способен связать воедино европейские и дальневосточные морские и речные маршруты, а за счёт снижения транспортных расходов заметно оживить деловые связи российских и зарубежных партнёров. СМП должен чётко обеспечивать северный завоз. В перспективе объёмы грузоперевозок должны быть не просто восстановлены, но и увеличены за счёт освоения природных ресурсов и продукции перерабатывающих предприятий. Для модернизации инфраструктуры Северного морского пути планируется внедрение современной системы навигации, поиска и спасения, расширение портовой сети. СМП государство намерено развивать как стратегическую национальную магистраль России, повысив эффективность транспортной составляющей в освоении месторождений углеводородного сырья и в его морском экспорте. • Приоритетным остаётся решение экологических проблем Севера. Охрана окружающей среды и расширение экологического туризма – это одно из условий сбережения уклада жизни коренных народов. Особое значение имеет и развитие социальной сферы, современные коммуникации и технологии, оснащение образовательных учреждений современным оборудованием, новейшими системами связи, Интернетом, а лечебных учреждений - средствами телемедицины. Продолжение в каментах

Admin: Арктика в силу своего геополитического положения, огромного ресурсного потенциала и планетарного экологического значения является регионом особых стратегических интересов ведущих государств мира, причем векторы этих интересов зачастую имеют противоположную направленность. Чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с опубликованной недавно «Президентской Директивой по Политике Соединённых Штатов Америки в Арктическом регионе» , материалами Конференции стран НАТО «Перспективы безопасности на Крайнем Севере» и сравнить содержащиеся в них тезисы с «Основами государственной политики России в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» . Указанные документы свидетельствуют о намерении каждой из стран циркумполярного мира существенно активизировать своё присутствие в Арктике в целях обеспечения собственных национальных интересов. Сложившаяся ситуация стала результатом, не в последнюю очередь, того, что, по мнению специалистов, уже к 2040 г. арктические воды могут освободиться ото льда. На основе изучения процессов изменений климата учёные предсказывают, что в рамках будущего сценария глобального потепления зона льда Северного полушария значительно сократится. Отступление льдов станет причиной атмосферного потепления, в т.ч. в регионах, близких к современному ледовому покрову. На этом фоне Арктика приобретает всё большее стратегическое значение: открываются новые возможности для добычи нефти и природного газа на арктическом и континентальном шельфе, перспективы прокладывания новых трансарктических путей доставки грузов, круглогодичного судоходства по Северному морскому пути , а также наращивания военного присутствия. Указанные процессы привели к резкому повышению у политических, военных и бизнес-структур циркумполярных государств интереса к интенсификации хозяйственного освоения арктического региона. Как следствие этого, претензии на ведущую роль в Арктике стали демонстрировать ведущие страны региона – Россия и США. НАТО также претендует на ключевую роль в Арктическом регионе, это новое направление в развитии концепции глобального присутствия альянса во всем мире. Генеральный секретарь НАТО заявил, что в условиях глобального потепления, когда морские пути освобождаются ото льда, а значит глобальные силы сразу начнут заявлять претензии на природные ресурсы в Северном Ледовитом океане, Североатлантический альянс должен усилить свое военное присутствие в Арктике. Россию эти заявления тревожат серьезнейшим образом, поскольку Арктика рассматривается ею как зона российских национальных интересов. Постоянный представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин отметил: «НАТО не отказывается от концепции выхода за пределы своей географической ответственности. Фактически НАТО пытается в самых разных регионах мира стать важнейшим инструментом влияния Запада через военное присутствие на экономические приоритеты… У нас с Арктикой - огромной протяженности граница. И последние наши исследования арктического шельфа показывают, что в зоне нашей ответственности, в зоне нашей исключительной экономической зоны, которая образуется в 200-мильной территории от нашего берега, вообще любой камень, торчащий из воды, автоматически образует вокруг себя исключительную экономическую зону. Поэтому Арктика и все, что находится в арктическом шельфе, - это огромные запасы углеводородов, газ, нефть – это… приоритеты России, это наше богатство». Северные территории России играют ключевую роль в экономике страны . Отсюда принципиальная позиция российского руководства: Москва намерена выстраивать стратегию защиты своих интересов в Арктике, причем не на основе спорадических акций освоения шельфа, а посредством отстаивания последовательной линии по защите своих национальных интересов. «НАТО почуяло, куда ветер дует. Он сейчас дует с Севера. Изменение климатических условий принесет не только беды, связанные с затоплениями, но и откроет то, что до сих пор плохо было доступно для людей. И в борьбе за эти ресурсы - а в XXI веке самая главная борьба будет за ресурсы - Россия ни в коем случае не должна проиграть», - резюмировал Дмитрий Рогозин. Мнение других экспертов еще более категорично: за Арктику будет война. Территориальные споры вокруг Арктики – это последний передел мира, где против России будет мобилизован крупнейший военный блок. В США уже ведется создание арктического командования, что говорит о тенденции усиления именно военного противостояния в Арктике. Заявления НАТО о намерении подключиться к решению вопросов энергетической безопасности на арктическом шельфе для России являются вызовом. Заявка в ООН на использование Россией территории арктического морского шельфа уже составлена Россией в полном соответствии с требованиями международного законодательства. Если ООН признает континентальный шельф продолжением материка и российской территорией, то она будет защищаться Россией как любой другой регион страны.

Admin: На следующий день после заседания Совета Безопасности, 18 сентября 2008 г., Президент России утвердил «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Ими предусмотрены следующие ключевые позиции. 1. Основными национальными интересами России в Арктике являются: а) использование Арктической зоны в качестве стратегической ресурсной базы России, обеспечивающей решение задач социально-экономического развития страны; б) сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества; в) сбережение уникальных экологических систем Арктики; г) использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации России в Арктике. 2. Главными целями государственной политики России в Арктике являются: а) в сфере социально-экономического развития - расширение ресурсной базы Арктической зоны России, способной в значительной степени обеспечить потребности страны в углеводородных ресурсах, водных биологических ресурсах и других видах стратегического сырья; б) в сфере военной безопасности, защиты и охраны государственной границы России, пролегающей в Арктической зоне - обеспечение благоприятного оперативного режима в Арктической зоне, включая поддержание необходимого боевого потенциала группировок войск общего назначения Вооруженных Сил России, других войск, воинских формирований и органов в этом регионе; в) в сфере экологической безопасности - сохранение и обеспечение защиты природной среды Арктики, ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата; г) в сфере информационных технологий и связи - формирование единого информационного пространства России в Арктической зоне с учетом природных особенностей; д) в сфере науки и технологий - обеспечение достаточного уровня научных исследований по созданию современных научных и геоинформационных основ управления арктическими территориями, включая разработку средств для решения задач обороны и безопасности, а также надежного функционирования систем жизнеобеспечения и производственной деятельности в природно-климатических условиях Арктики; е) в сфере международного сотрудничества - обеспечение режима взаимовыгодного двустороннего и многостороннего сотрудничества России с приарктическими государствами на основе международных договоров и соглашений. 3. Стратегическими приоритетами государственной политики России в Арктике являются: а) осуществление активного взаимодействия России с приарктическими государствами в целях разграничения морских пространств на основе норм международного права, взаимных договоренностей с учетом национальных интересов России, а также для решения вопросов международно-правового обоснования внешней границы Арктической зоны России; б) наращивание усилий приарктических государств в создании единой региональной системы поиска и спасения, а также предотвращения техногенных катастроф и ликвидации их последствий, включая координацию деятельности спасательных сил; в) укрепление на двусторонней основе и в рамках региональных организаций, в том числе Арктического совета и Совета Баренцева/Евроарктического региона, добрососедских отношений России с приарктическими государствами, активизация экономического, научно-технического, культурного взаимодействия, а также приграничного сотрудничества, в том числе в области эффективного освоения природных ресурсов и сохранения окружающей природной среды в Арктике; г) содействие в организации и эффективном использовании транзитных и кроссполярных воздушных маршрутов в Арктике, а также в использовании Северного морского пути для международного судоходства в рамках юрисдикции России; д) активизация участия российских государственных учреждений и общественных организаций в работе международных форумов, посвященных арктической проблематике, включая межпарламентское взаимодействие в рамках партнерства Россия - Европейский союз; е) разграничение морских пространств в Северном Ледовитом океане и обеспечение взаимовыгодного присутствия России на архипелаге Шпицберген; ж) совершенствование системы государственного управления социально-экономическим развитием Арктической зоны России, в т.ч. за счет расширения фундаментальных и прикладных научных исследований в Арктике; з) улучшение качества жизни коренного населения и социальных условий хозяйственной деятельности в Арктике; и) развитие ресурсной базы Арктической зоны России за счет использования перспективных технологий; к) модернизация и развитие инфраструктуры арктической транспортной системы и рыбохозяйственного комплекса в Арктической зоне России. 4. Главные цели государственной политики России в Арктике достигаются решением следующим основных задач: а) в сфере социально-экономического развития необходимо: • осуществить геолого-геофизические, гидрографические и картографические работы по подготовке материалов для обоснования внешней границы Арктической зоны России; • обеспечить существенный прирост балансовых запасов полезных ископаемых арктических морских месторождений, в т.ч. путем реализации государственной программы изучения и освоения континентального шельфа, а также начало работ по освоению нефтегазовых месторождений в Арктической зоне России; • осуществить разработку и внедрение новых видов техники и технологий для освоения морских месторождений полезных ископаемых и водных биологических ресурсов в арктических условиях, в т.ч. в покрытых льдом районах, сформировать парк авиационной техники и судов рыбопромыслового флота, а также необходимую обеспечивающую инфраструктуру для работы в условиях Арктики; • оптимизировать экономические механизмы «северного завоза» за счет использования возобновляемых и альтернативных источников энергии, реконструкции и модернизации выработавших ресурс энергетических установок, внедрения энергосберегающих материалов и технологий; • обеспечить реструктуризацию объемов грузоперевозок по Северному морскому пути, в т.ч. за счет государственной поддержки строительства судов ледокольного, аварийно-спасательного и вспомогательного флотов, а также береговой инфраструктуры; • сформировать систему контроля за обеспечением безопасности судоходства, управлением транспортными потоками в районах интенсивного движения судов, в т.ч. за счет реализации комплекса мер по гидрометеорологическому и навигационному обеспечению в Арктической зоне; • создать систему комплексной безопасности для защиты территорий, населения и критически важных для национальной безопасности России объектов Арктической зоны от угроз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) в сфере военной безопасности, защиты и охраны государственной границы России, пролегающей в Арктической зоне необходимо: • создать группировки войск общего назначения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (в первую очередь пограничных органов) в Арктической зоне России, способных обеспечить военную безопасность в различных условиях военно-политической обстановки; • оптимизировать систему комплексного контроля за обстановкой в Арктике, включая пограничный контроль в пунктах пропуска через государственную границу РФ, введение режима пограничных зон в административно-территориальных образованиях Арктической зоны РФ и организацию инструментального технического контроля за проливными зонами, устьями рек, лиманами на трассе Северного морского пути; • привести возможности пограничных органов в соответствие с характером угроз и вызовов России в Арктике; • основными мерами по реализации государственной политики в данной сфере являются: создание активно функционирующей системы береговой охраны Федеральной службы безопасности РФ в Арктической зоне и повышение эффективности взаимодействия с пограничными ведомствами (береговыми охранами) сопредельных государств, развитие пограничной инфраструктуры Арктической зоны России и техническое переоснащение пограничных органов, создание системы комплексного контроля за надводной обстановкой, усиление государственного контроля за промысловой деятельностью в Арктической зоне России; в) в сфере экологической безопасности необходимо: • обеспечить сохранение биологического разнообразия арктической флоры и фауны, в т.ч. путем расширения сети особо охраняемых природных территорий и акваторий, с учетом национальных интересов России, необходимости сохранения окружающей природной среды в условиях расширения экономической деятельности и глобальных изменений климата; • осуществить плановую утилизацию судов с ядерными энергетическими установками, отслуживших установленные сроки эксплуатации; г) в сфере информационных технологий и связи необходимо: • внедрить современные информационно-телекоммуникационные технологии и средства связи, телерадиовещания, управления движением судов и полетами авиации, дистанционного зондирования Земли, проведения площадных съемок ледового покрова, а также системы гидрометеорологического и гидрографического обеспечения и обеспечения научных экспедиционных исследований; • создать надежную систему оказания навигационных, гидрометеорологических и информационных услуг, обеспечивающую эффективный контроль хозяйственной, военной, экологической деятельности в Арктике, а также прогнозирование и предупреждение чрезвычайных ситуаций, снижение ущерба в случае их возникновения, в т.ч. за счет применения глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС и многоцелевой космической системы; • основные меры по реализации государственной политики в сфере информационных технологий и связи в Арктической зоне России должны быть направлены на разработку и широкое использование новейших технологий, в т.ч. космических средств различного назначения и многопроцессорных универсальных территориально-распределенных сетей;


Admin: д) в сфере науки и технологий необходимо: • внедрить новые технологии, в т.ч. для очистки территорий островов, прибрежных зон и акваторий арктических морей от антропогенных загрязнений, а также разработать материалы, адаптированные к природно-климатическим условиям Арктики; • обеспечить реализацию государственной программы развития научно-исследовательского флота РФ, предусматривающей также исследования в области глубоководной деятельности и гидронавтики, включая внедрение технических средств и приборной базы, адаптированных к проведению полярных научных исследований. 5. Решение основных задач государственной политики России в Арктике осуществляется в рамках стратегического планирования социально-экономического развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности России путем: а) разработки и реализации стратегии развития Арктической зоны РФ с учетом задач обеспечения национальной безопасности; б) создания комплексной системы мониторинга, включая совершенствование системы информационно-статистического наблюдения за показателями национальной безопасности в Арктической зоне РФ; в) подготовки нормативных правовых актов РФ об уточнении географических границ Арктической зоны РФ, в т.ч. ее южной границы; г) повышения эффективности управления Арктической зоной РФ. 6. Указанные мероприятия реализуются поэтапно: на первом этапе (2008-2010 гг.) должно быть обеспечено: • проведение геолого-геофизических, гидрографических, картографических и других работ по подготовке материалов для обоснования внешней границы Арктической зоны РФ; • расширение возможностей международного сотрудничества, в т.ч. для эффективного освоения природных ресурсов Арктической зоны РФ; • реализация целевых программ, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ и внебюджетных источников, включая формирование государственной программы развития Арктической зоны РФ на период до 2020 г., в рамках которой в качестве базовых создаются высокотехнологичные производственно-энергетические и производственно-рыбохозяйственные кластеры, особые экономические зоны; • реализация перспективных инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства, связанных со стратегическим развитием Арктической зоны РФ; на втором этапе (2011-2015 гг.) должно быть обеспечено: • международно-правовое оформление внешней границы Арктической зоны РФ и реализация на этой основе конкурентных преимуществ России по добыче и транспортировке энергетических ресурсов; • решение задач структурной перестройки экономики в Арктической зоне РФ на основе освоения минерально-сырьевой базы и водных биологических ресурсов региона; • создание и развитие инфраструктуры и системы управления коммуникациями Северного морского пути для решения задач обеспечения евразийского транзита; • завершение создания единого информационного пространства Арктической зоны РФ; на третьем этапе (2016-2020 гг.) должно быть обеспечено превращение Арктической зоны РФ в ведущую стратегическую ресурсную базу России. В целом в среднесрочной перспективе реализация государственной политики РФ в Арктике позволит России сохранить роль ведущей арктической державы. В дальнейшем планируется осуществить комплексное наращивание конкурентных преимуществ Арктической зоны РФ в целях укрепления позиций России в Арктике, упрочения международной безопасности, поддержания мира и стабильности в Арктическом регионе.

Admin: В этих условиях возрастает необходимость согласования национальных интересов арктических стран, поиска новых, более эффективных форм взаимодействия и интеграции. Россия всегда проявляла большой интерес к развитию сотрудничества с государствами Арктического региона, одним из направлений которого является масштабная международная инициатива «Северное измерение» (СИ), являющееся проектом четырех равноправных сторон – Европейского союза, Исландии, Норвегии и России. СИ охватывает сегодня широкую географическую область от арктических и субарктических регионов Европы до южных берегов Балтийского моря, включая соседние страны, и от Северо-Запада России на востоке до Исландии и Гренландии на западе. С 1997 по 2006 г. СИ существовало в качестве политики ЕС, основной целью которой было провозглашено развитие трансграничного сотрудничества стран-участниц. Итогом встречи на высшем уровне России, ЕС, Исландии и Норвегии в Хельсинки 24 ноября 2006 г. стал запуск обновленного «Северного измерения». На саммите были утверждены Политическая декларация и Рамочный документ по политике СИ, который вступил в силу 1 января 2007 г., что превратило СИ из односторонней политики ЕС в совместный проект России, ЕС, Исландии и Норвегии. Российский подход к обновленному СИ заключается в том, что оно должно стать базой для долгосрочного, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества, гарантировать, что на Севере Европы не возникнут новые разделительные линии. Согласно Рамочному документу, СИ является региональным воплощением четырех общих пространств Россия-ЕС (экономического; свободы, безопасности и правосудия; внешней безопасности; научных исследований и образования, включая культурные аспекты) и полностью вписывается в партнерские отношения России и Евросоюза при полноценном участии Норвегии и Исландии. Основными принципами, на которых базируется вся политика СИ, являются: равноправное участие четырех сторон (России, ЕС, Норвегии и Исландии) в принятии и реализации решений СИ, а также софинансирование согласованных проектов. Для участия в официальных мероприятиях СИ регулярно приглашаются другие участники СИ - представители региональных советов на Севере Европы, международных и национальных финансовых институтов, Партнерств СИ. В рамках СИ функционирует на постоянной основе трехуровневая структура принятия и реализации решений: министерская встреча (высший уровень), встреча старших должностных лиц, Руководящая группа СИ. К настоящему моменту состоялось 6 заседаний Руководящей группы СИ. 21 ноября 2007 г. в Санкт-Петербурге состоялась первая встреча высших должностных лиц обновленного СИ . 28 октября 2008 г. там же прошла первая министерская встреча обновленного СИ . По итогам мероприятия было принято Совместное заявление, в котором министры дали согласие на учреждение нового Партнерства СИ в области транспорта и логистики . Министры также высказались за наполнение проектного портфеля СИ проектами по энергоэффективности и возобновляемым источникам энергии. Норвегия и Россия избраны соответственно председателем и вице-председателем Партнерства на 2008-2009 гг. Есть и проекты организации Парламентского форума СИ как единого центра парламентского регулирования в Арктике по координации национальных, региональных и международных усилий на этом направлении. Россией ведутся интенсивные поиски иных точек соприкосновения своих национальных интересов с аналогичными интересами других циркумполярных государств. В этом контексте Россия развивает интеграцию также с Арктическим Советом, Европейским Союзом, с Советом Баренцево-Евроарктического региона, Балтийским Советом и неправительственной организацией «Северный Форум». Существуют также Арктический университет, Конференция парламентариев Арктического региона , Международная циркумполярная конференция.

Admin: На основании приоритетов государственной арктической политики, намеченной Президентом России, российское Правительство начало разрабатывать и реализовывать комплекс конкретных мер, направленных на достижение указанных задач. В перечень мероприятий вошли и меры военного характера. Как следует из Арктической стратегии России (Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу), Россия намерена разместить в Арктике свою войсковую группировку. Формирование войск на территории российской части Северного Ледовитого океана будет направлено на обеспечение военной безопасности в условиях сложной военно-политической обстановки. Значительную роль в этом будет играть Федеральная Служба Безопасности. Стратегия предусматривает также оптимизацию системы комплексного контроля за обстановкой в Арктике, включая пограничный контроль в пунктах пропуска через государственную границу РФ, введение режима пограничных зон в административно-территориальных образованиях арктической зоны РФ и организацию инструментального технического контроля за проливными зонами, устьями рек, лиманами на трассе Северного морского пути. В рамках освоения российской части Северного Ледовитого океана будет создана система береговой охраны ФСБ, среди основных задач которой – взаимодействие с пограничными ведомствами по вопросам борьбы с терроризмом на море, пресечения контрабандной деятельности, незаконной миграции, охраны водных биологических ресурсов. Стратегия устанавливает график работ по освоению Арктики. Уже к 2010 г. должны быть собраны все материалы для международно-правового оформления внешней границы арктической зоны России, т.е. Россия должна доказать, что подводные хребет Ломоносова и поднятие Менделеева являются продолжениями российского континентального шельфа и частью ее территории. Работа в этом направлении ведется уже несколько лет, с тех пор как в 2001 г. Россия впервые подала соответствующую заявку в ООН, однако динамики в этом вопросе пока нет. Тем не менее, согласно Стратегии, уже в 2016-2020 гг. Арктика должна превратиться в ведущую стратегическую ресурсную базу России. Особая роль ФСБ в документе неслучайна. Секретарь Совета безопасности, экс-глава ФСБ Николай Патрушев является одним из основных инициаторов активной арктической деятельности в российском руководстве. В сопровождении спецпредставителя Президента РФ по Арктике Артура Чилингарова он посещал Северный полюс. В сентябре 2008 г. Патрушев заявил, что исключает вероятность войны за Арктику, однако уверен, что интересы в регионе будут отстаивать как Россия, так и другие государства. Россия уже приступила к наращиванию своего военного присутствия в арктическом регионе. После нашумевшего в свое время авиапатрулирования арктического региона пришла очередь ВМФ России. Заместитель начальника главного штаба ВМФ вице-адмирал Олег Бурцев заявил, что подводные лодки Северного флота будут задействованы в охране и в изучении прилегающего к территории России арктического шельфа. По словам вице-адмирала, все страны, которые омываются водами Северного Ледовитого океана, в том числе США, Великобритания, Дания, Канада, пытаются обосновать свои претензии на часть континентального шельфа. «Не может находиться в стороне от этого вопроса и Россия, для которой район Арктики это не только добыча углеводородов, но и район боевой подготовки экипажей подводных лодок», - заявил Бурцев. Он также отметил, что на многоцелевых атомных подводных лодках будет увеличиваться роль тактического ядерного оружия. «За тактическим ядерным оружием будущее. У тактического ядерного оружия повышается дальность, повышается точность. Нет необходимости нести мощную боевую часть, можно перейти к маломощным ядерным блокам, которые можно установить на существующие образцы крылатых ракет», - сказал Бурцев. Атомная подводная лодка Северного флота «Рязань» уже совершила переход подо льдами Арктики без всплытия с Северного флота на Тихоокеанский флот. Оценивая результаты арктического похода «Рязани», Главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Владимир Высоцкий отметил, что «роль Военно-морского флота в обеспечении морской экономической деятельности в Мировом океане, а следовательно и в Арктике, четко обоснована Морской доктриной... ВМФ призван обеспечивать полноценную экономическую и научно-исследовательскую деятельность России в Мировом океане, в том числе в Арктике». Таким образом, силовое присутствие Росси в Арктике в настоящее время включает в себя следующие основные составляющие: создание арктической военной группировки сил, передачу контроля над регионом ФСБ, переход от оперативно-стратегических функций к функциям пограничным и ускоренное развитие инфраструктуры региона. В 90-е годы сложилась стойкая тенденция к утрате Россией своих позиций в Арктике. Сегодня страна пытается наверстать упущенное. Развитие цивилизации с неизбежностью приведет к тому, что Северный Ледовитый океан станет уникальным коммуникационным пространством, способным связать практически все экономически наиболее развитые и динамичные регионы Земли. Пока Север нерентабелен, необходимо решающее присутствие государства в поддержании и развитии транспортных систем, обеспечении северного завоза, создании социальной и производственной инфраструктуры. По-новому должны решаться и вопросы энергетики. В настоящее время реализуется инициатива Архангельской области и Минатома России в сфере «малой» атомной энергетики, в частности, по строительству атомной теплоэлектроцентрали .

Admin: Новые вызовы, связанные с глобальным финансово-экономическим кризисом, затрагивающие российскую экономику, рынок труда, социальное развитие могут сказаться негативным образом и особенно остро в арктических регионах. Ключевыми опасностями в новых условиях являются экономия на целевых программах развития, сворачивание или откладывание ряда целевых программ, экономия на экологических мероприятиях, ориентация на немедленную коммерческую эффективность и рыночный фундаментализм, питающий недоверие к различным, в том числе и апробированным и эффективным формам государственного регулирования и поддержки. В последние годы из российского законодательства были исключены ранее установленные важнейшие принципы и механизмы государственного регулирования развития северных территорий: государственный протекционизм; селективная поддержка производства; регулирование промышленного освоения Севера в целях бережного использования его природных ресурсов, сохранения окружающей природной среды и защиты традиционного образа жизни коренных малочисленных народов; финансовая поддержка завоза продукции в районы с ограниченными сроками завоза грузов и ряд других. Нормативные правовые акты в области природопользования и охраны окружающей среды крайне несовершенны, они часто не учитывают специфику Арктики. Кризис может усугубить традиционные угрозы и вызовы устойчивому развитию Арктики, основными из которых являются: • загрязнение и деградация хрупких арктических экосистем выбросами и отходами хозяйственной и иной деятельности; • высокие риски и затраты при освоении труднодоступных природных ресурсов в экстремальных климатических условиях; • неоптимальная демографическая структура и система расселения населения, низкий уровень жизни коренных малочисленных народов российской Арктики; • увеличение различий между субъектами РФ арктической зоны по уровню социально-экономического развития; • высокая степень износа основных производственных фондов; • глобальные климатические изменения и их влияние на зону распространения многолетнемерзлых грунтов; • увеличение риска и ущерба от опасных природных, в том числе гидрометеорологических и ледовых явлений и техногенных аварий и катастроф. Дает о себе знать и внешняя угроза. США, как уже упоминалось, не собираются отказываться от претензий на Арктику. Президент Джордж Буш издал директиву, в которой содержится распоряжение Сенату в ближайшее время ратифицировать международную конвенцию по морскому праву, чтобы в соответствии с ней делить с другими странами Арктику. Как считают наблюдатели, Буш решил издать директиву перед самым своим уходом в отставку в ответ на активизацию действий России относительно раздела Арктики. Как говорится в документе, подписанном Бушем, «США имеют широкие и фундаментальные национальные интересы в арктическом регионе». Эти интересы затрагивают такие стратегически важные сферы, как противоракетная оборона, стратегическое сдерживание, морские операции по обеспечению безопасности. В директиве подчеркивается, что «США имеют также основополагающие интересы внутренней безопасности в предотвращении террористических нападений и недопущении криминальных или враждебных актов, которые могли бы увеличить уязвимость США для терроризма в арктическом регионе». Однако в документе отмечается, что добиваться достижения своих интересов в Арктике США планируют исключительно мирным путем. Пока международному разделу региона мешает то, что США до сих пор остаются последней арктической страной, не ратифицировавшей конвенцию по морскому праву. В мае прошлого года пять прибрежных стран Северного Ледовитого океана - Россия, США, Канада, Норвегия, Дания - договорились начать переговоры о разделе Арктики на основании существующих конвенций и решили не принимать никаких новых документов. В американском Сенате долгое время возражали против присоединения к конвенции, так как это могло бы лишить США самостоятельности в выборе стратегии освоения Арктики. Неприсоединение к международной конвенции теоретически могло бы позволить американскому конгрессу принять закон, провозглашающий Северный полюс своей территорией. Теперь предполагается, что изданная Бушем директива будет ратифицирована уже при новом президенте Бараке Обаме. Среди основных претендентов на богатства Северного Ледовитого океана, кроме России, США, Канада, европейские государства. Арктика постепенно превращается в предмет конфликта мировых держав. Несмотря на то, что в Арктической стратегии России говорится о сотрудничестве с другими странами, по словам спецпредставителя Президента РФ по Арктике Артура Чилингарова, главный ее смысл можно выразить девизом: «Мы Арктику никому не отдадим». В связи с особой важностью освоения этого региона в проекте стратегии национальной безопасности, подготовленном Советом Безопасности РФ, говорится, что «в условиях конкурентной борьбы за ресурсы не исключены решения возникающих проблем с применением военной силы - может быть нарушен сложившийся баланс сил вблизи границ Российской Федерации», на что Россия не может не реагировать адекватно. В ближайших планах России - открытие научной станции в архипелаге Шпицберген на базе российского шахтерского поселка «Пирамида». Кроме того, работы по обоснованию российских претензий на арктический континентальный шельф уже близки к завершению. Пока Россия готова вести освоение Арктики в рамках международного права, однако в случае, если ООН не признает российских прав на Северный полюс, может быть и другое развитие событий, а именно выход России из конвенции по морскому праву. В ближайшее время также будет доработан и принят федеральный закон «О южной границе Арктической зоны России». По мнению Министра иностранных дел РФ Лаврова, у России в Арктике хорошие перспективы. В России уже разрабатывается соответствующий План действий (на Морской коллегии и в Совете Безопасности). Извиняюсь за беспорядочность материалов - на самом деле, это куски из разных и довольно-таки рабочих разработок. Они предназначены исключительно для того, чтобы сформировать общее представление о проблеме.

sabaytis: Когда заводится разговор про Арктику, нельзя не рассматривать такой важный фактор освоения Заполярья как ледокольный флот. И... смотрим на картинку по ледокольным флотам мира. Желтым - то, что строится. Контур - только запланирован или проектируется. Расклад на ближайшие 5-7 лет достаточно понятен...

Admin: sabaytis , короче, в области ледоколов мы впереди планеты всей

Марина_: А нельзя картинку покрупнее. Не понятно, что означают черные, зеленые и синие

sabaytis: Покрупнее так покрупнее. :) Подменил там наверху картиночку...

Марина_: sabaytis Спасибо Так интереснее, хотя смотреть и сложновато. Радует, что понимание важности ледокольного флота, имеет место быть. Всеже понастоили чего-то нового в последние годы

Убиться веником: Вот да, что что-то понастроили и строим - очень обнадеживает.

sabaytis: Да, там очень интересная закономерность прослеживается. Хотя бы по ледоколам, которые посещали полюс. Их всего 11. Из них два - не используется уже. А из 9 оставшихся - 4 наших. Но что радует еще сильнее - тот факт, что атомных ледоколов ни у кого больше нет, даже в проекте. А у нас их 5 штук и еще 4 в проекте. Плюс весьма обнадеживает статус under construction - это весьма показательный признак реальной ориентированности на Арктику.

Марина_: sabaytis показательный признак реальной ориентированности на Арктику Ну, этот признак связан таки с необходимостью доставки товаров по Северному морскому пути в малодоступные регионы Сибири. Даже в провальные 90-е, когда вся изыскательская деятельность была свернута обеспечивать зимовку было нужно. Вот и не загнулся ледокольный флот

sabaytis: Марина_ пишет: этот признак связан таки с необходимостью доставки товаров по Северному морскому пути в малодоступные регионы Сибири. Даже в провальные 90-е, когда вся изыскательская деятельность была свернута обеспечивать зимовку было нужно. Вот и не загнулся ледокольный флот В Северной Америке подобные регионы столь малонаселенные, что товары туда можно доставлять на большегрузных автомобилях и по рекам. И только у нас выбрали перспективное направление с атомоходами. Нигде в других регионах они просто нерентабельны. А у нас и технологию отрабатывают на них и практической пользы много.

Admin: НАТО пообещало уделить Арктике больше внимания Генеральный секретарь североатлантического альянса Андерс Фог Расмуссен сообщил, в будущем НАТО планирует больше внимания обратить на арктический регион. Об этом, как сообщает «Интерфакс», генсек НАТО заявил в ходе сессии Парламентской ассамблеи организации. Это, по его словам, обусловлено тем, что в связи с глобальным потеплением в Арктике активнее будет развиваться судоходство, а также появится возможность добычи большего количества природных ресурсов. Расмуссен отметил, что подобное развитие событий повлечет за собой дополнительные разногласия в регионе. Ранее руководство России приняло решение укрепить военно-политические и финансово-экономические позиции страны в регионе. Так, в апреле глава государства Владимир Путин поручил создать единую систему базирования надводных кораблей и подлодок нового поколения, укрепить границу, а также сформировать государственный орган для реализации политики России в Арктике. На Арктический шельф также имеют претензии как минимум еще четыре страны, непосредственно граничащие с Арктикой — это США, Канада, Норвегия и Дания. В будущим к ним, возможно, присоединятся Швеция, Финляндия и Исландия. По мнению геологов, под дном северных морей может находиться около 30 процентов неразведанных запасов природного газа и 15 процентов нефти. (с)ми Заички какие!

sabaytis: Больше внимания? Ну пусть шпионов засылают и спутники нацеливают. Арктика требует гор денег и годами (зимами и полярными походами) проверенными технологиями. А издалека - пусть обращают свое внимание сколько хотят.



полная версия страницы