Форум » В мире » Цветные революции » Ответить

Цветные революции

Admin: Еще один мой матерьяльчик 2008 г. - не устарел, хотя в самом конце надо учитывать, что мер к настоящему времени принято уже гораздо больше 1. Что такое «цветная революция»? «Цветная революция» - термин, которым принято обобщенно описывать ряд общественно-политических событий, произошедших в мире в конце XX - начале XXI вв. Исторический материализм характеризует «цветную революцию» как государственную, а не социальную. В социальном плане ей дается характеристика контрреволюционного переворота в интересах крупной и средней буржуазии. Характерные черты «цветных революций» таковы: • «цветная революция» носит подчёркнуто бескровный характер, что является отзвуком движения Ганди и хиппи, раздававших полицейским цветы (flower power); отсюда же характерный брэнд «цветных революций» - неагрессивный цвет (например, оранжевый на Украине) или цветок (роза – в Грузии, тюльпан – в Киргизии) либо иной «позитивный» образ с национальным колоритом («кедровая революция» в Ливане и несостоявшаяся «плово-дынно-хлопковая» – в Узбекистане); • «цветная революция» проходит под антикоррупционными радикально-демократическими лозунгами; в качестве ключевых декларируются идеи народного суверенитета Руссо, где народ (сознательно вышедшие на улицу граждане) противопоставляется манипулируемой режимом «серой» массе; • «цветная революция» проходит на фоне парламентских или президентских выборов, значительно корректируя их первоначальные результаты; • во главе «цветной революции» стоят некогда высокопоставленные чиновники, попавшие в опалу (Глория Арройо, Воислав Коштуница, Михаил Саакашвили, Виктор Ющенко, Курманбек Бакиев); • среди лидеров «цветной революции» как правило присутствует харизматическая женщина а-ля «Жанна д'Арк» (Глория Арройо, Нино Бурджанадзе, Юлия Тимошенко, Роза Отунбаева); • решающую роль в успехе «цветной революции» играет бездействие силовых структур («не допустить пролития крови») и высшие судебные инстанции, выносящие решения о незаконности действий властей под давлением уличных пикетов; новые выборы, как правило, закрепляют смену власти; • переход на проамериканскую и, в подавляющем большинстве случаев, антироссийскую политику после «цветной революции» (исключение - Киргизия, где отношения с Россией не пострадали, а новым президентом был даже поставлен вопрос о выводе американской военной базы «Ганси» с территории страны). В качестве «цветных революций» чаще всего упоминаются: • «бархатная революция» в Сербии - свержение 5 октября 2000 г. Слободана Милошевича с поста президента и последующая выдача его международному гаагскому трибуналу; • вторая народная революция - события 2000-01 гг. на Филиппинах, приведшие к свержению президента Джозефа Эстрады; • «революция роз» в Грузии - массовые акции неповиновения после парламентских выборов, свержение президента Шеварднадзе 23 ноября 2003 г., приход к власти оппозиционного правительства во главе с Саакашвили; • «оранжевая революция» на Украине - продолжительная кампания митингов, пикетов и забастовок после президентских выборов в ноябре-декабре 2004 г., приведшая к избранию президентом Украины Виктора Ющенко; • «тюльпановая революция» в Киргизии - цепь событий, последовавших за парламентскими выборами в феврале-марте 2005 г. и приведших к свержению президента Аскара Акаева; • «революция кедров» в Ливане (2005 г.); • к неудачным «цветным революциям» относят также события в Узбекистане, охарактеризованные многими экспертами как попытку «плово-дынно-хлопковой революции»: антиправительственные выступления начались в Андижане 13 мая 2005 г., они вылились в вооруженную попытку государственного переворота, однако власть страны (в первую очередь, президент Ислам Каримов) проявила твердость, и выступления были подавлены (события в Узбекистане несколько отличались от классических «цветных революций», поэтому появилась версия об их организации иными политическими силами – радикальными исламскими организациями Исламское движение Туркестана и группировкой «Хизб ут Тахрир»); попытка проведения «цветной революции» также была зафиксирована в Белоруссии во время последних президентских выборов (2006 г.). Простая статистика показывает, что экспорт «цветных революций» - это реальность сегодняшнего дня. Так, в феврале 2005 года в Азербайджане было объявлено о создании нового оппозиционного движения «Yox!» («Нет!»). Лидер движения, Рази Нуруллаев, посетил Украину и пригласил в Азербайджан лидера движения «Пора!» (это движение сыграло решающую роль в «оранжевой революции») Владислава Каськива. Вскоре после этой встречи Каськив заявил о создании на основе организации «Пора!» Международного института поддержки демократического движения. В его планах - открытие филиалов института в странах Европы и СНГ. Каськив заявил, что главное внимание институт уделит «развитию демократических процессов в Молдове, Беларуси, Азербайджане, Казахстане и России». После появления сообщений о создании в Азербайджане нового оппозиционного движения подозрения в том, что за новой организацией стоят люди, принимавшие активное участие в «оранжевой революции» в Украине, были неизбежны. В тот же день руководитель пресс-службы МИДа Украины Маркиян Лубкивский заявил, что события так называемой «оранжевой революции» в Украине не могут представлять угрозы ни для одной страны на постсоветском пространстве. «В последнее время всё чаще как со стороны официальных представителей, в частности СНГ, так и средств массовой информации ряда стран постсоветского пространства звучит обеспокоенность по поводу возможного «экспорта» «оранжевой революции» на территории этих стран. В связи с этим МИД Украины категорически выступает против трактовки последних событий в Украине как деструктивных процессов, способных дестабилизировать ситуацию на пространстве бывшего СССР», - заявил представитель МИД Украины. Однако несмотря на такого рода заявления, а, возможно, и благодаря им, подозрения в «экспорте» цветных революций усиливаются. Создатели французского документального фильма «Революция.com. США. Завоевание Востока» полагают: «Четыре ненасильственные революции, четыре тоталитарных режима, следы былого советского могущества канули в лету за несколько недель, и каждый раз использовался один и тот же сценарий - фальсифицированные выборы, судорожно сопротивляющаяся власть, которая, в конце концов, уступает протестующим». Первым метод «цветного» переворота был опробован на Сербии. Именно там впервые были реализованы на практике тезисы книги американца Джина Шарпа «От диктатуры к демократии» - своеобразного руководства по проведению «цветной революции». Французские документалисты уверены - за чередой «цветных переворотов» стоят США. Технологии «цветной революции», ее авторы и эмиссары под видом различных фондов разрабатываются и финансируются администрацией США, однако если в 60-х и 70-х годах деятельность по созданию ячеек политических партий и организаций в различных странах тайно осуществляло ЦРУ, то с некоторых пор такая деятельность США стала прозрачной и публичной. Только на проведение двух «цветных революций» на Украине и в Киргизии США потратили более 110 млн. долларов. Не исключено, что этот опыт повторится в других бывших советских республиках, таких, как Молдавия и государства Средней Азии.

Ответов - 3

Admin: 2. Drang nach Osten (Натиск на Восток) В России вероятность «цветной революции» была признана на самом высоком уровне. Возможный главный повод к ее началу – это предстоящие парламентские и президентские выборы. Об этом еще 30 июня 2006 г. заявили на семинаре руководителей региональных избиркомов тогдашние глава президентской администрации Дмитрий Медведев и председатель Центризбиркома Александр Вешняков. Рассмотрим составляющие подготовки «цветной революции» в России. 1. Стратегия «цветной революции». «Официальная обеспокоенность» нынешним российским курсом и неясностью предстоящих президентских выборов в России подтолкнули госдепартамент США к опубликованию доклада под названием «Поддержка США прав человека и демократии в мире», в котором значительное место уделено «демократическому будущему» России и целого ряда стран СНГ. Главной целью Соединенных Штатов в докладе объявлена подготовка и проведение свободных выборов в России и государствах СНГ. Это означает, что госдепартамент по собственным критериям намерен не только оценивать демократичность политических процессов на бывшем советском пространстве, но и по возможности непосредственно на них влиять. Хотя в последнее время США подвергаются резкой критике за нарушение прав человека у себя в стране, тем не менее в понимании руководства США демократия по-американски на порядок выше той, что существует (или официально декларируется) на постсоветском пространстве. Отдельный раздел в докладе госдепартамента полностью посвящен России и государствам СНГ, там приведены подробные данные о России, Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии, Молдавии и Украине. В докладе упоминается о больших успехах демократии на постсоветском пространстве, отмечаются выборы на Украине и развитие ситуации в Грузии. В качестве поражений и неудач демократических процессов на просторах СНГ упоминаются Россия и Белоруссия. Доклад отмечает «сужение социальной базы гражданского общества, ужесточение правил регистраций неправительственных организаций в обеих республиках, преследование независимых и критически относящихся к властям журналистов». Поскольку все это считается нарушением норм демократии, США, как отмечается в докладе, должны активно принять участие в помощи проведения в России честных парламентских и президентских выборов, в которых могло бы участвовать максимальное количество кандидатов и политических партий. Судя по данным доклада, в прошлом году США активно помогали в поддержке оппозиционных политических партий в Белоруссии, а также участвовали в качестве наблюдателей на выборах на Украине. На нынешний и будущий годы госдепартамент США ставит перед собой задачу подготовиться к «свободным и честным выборам» в Государственную Думу (декабрь 2007 г.) и президентским выборам (март 2008 г.). Кроме этого в качестве приоритетов американской политики в СНГ называется проведение прозрачных и справедливых парламентских выборов в Армении. США, по словам авторов доклада, не имеют права безучастно смотреть на то, как в некоторых странах СНГ попираются демократические права граждан, поэтому надо не просто констатировать факты нарушений и наблюдать за тем, как и где они происходят, но и самым активным образом участвовать в процессе «обучения демократии» тех, для кого это с точки зрения Америки необходимо. Таким образом, подготовлена идеологическая почва для вмешательства во внутриполитические дела суверенных государств в процессе «миссионерской» деятельности США. Публичный пассаж главы Пентагона Роберта Гейтса о том, что Россия фактически часть «оси зла» и Америке надо готовиться к войне с ней – это элемент данной стратегии. 2. Финансы «цветной революции». Майк Стоун, руководитель ассоциации Freedom House заявил однажды: «Мы слишком увлеклись этими историями о «бархатной» и «оранжевых» революциях. Мне нужна «зеленая» революция, революция доллара. Достаньте деньги - и мы напечатаем все, что захотите!» Эту фразу можно рассматривать в качестве главного тезиса финансового обеспечения «цветной революции». Уже в докладе госдепартамента говорится о том, что на развитие демократии в мире в прошлом году США потратили сумму 1,2 млрд. долларов, причем больше половины этих денег было израсходовано на поддержание и развитие процессов демократизации в России и странах СНГ, в том числе - в Центральной Азии. Эти деньги были потрачены на финансирование российских некоммерческих организаций, оппозиционных политиков, «поддержку политических партий в Белоруссии», «наблюдение за выборами на Украине», организацию «учебы для политических партий, обучение представителей СМИ, как освещать политические проблемы, а также на ведение просветительской работы среди избирателей». Среди стипендиатов госдепартамента был назван оппозиционный форум «Другая Россия», с лидерами которой высокопоставленные чиновники из Белого дома встречались в июле 2006 года. Однако будущее столь значительных трат на «демократию в России» не «безоблачно». По заявлению госсекретаря США Кондолизы Райс, на помощь иранским демократам и телевещателям на фарси планирует потратить 75 млн. долларов, а вот аналогичная помощь России и другим странам СНГ будет сокращаться. В следующем году администрация Буша намерена урезать «содействие демократии» в России (направление этих средств было санкционировано законом о поддержке свободы от 1992 г.) с 44,2 до 31,6 млн. долларов. Это деньги тратятся в основном на поддержку правозащитных и других независимых организаций, а также на обучение журналистов и наблюдателей на выборах. Другие сокращения среди широкого спектра научных и профессиональных программ еще больше урежут расходы на «демократию» в России. Госдепартамент объясняет урезание финансирование не политическими, а бюджетными мотивами: деньги, которые раньше тратились на Россию, сейчас идут в Иран, Афганистан и на Ближний Восток. Средства будут выделены американской администрацией в рамках правительственного Фонда демократии, их планируется потратить, в частности, на развитие независимых СМИ, демократизацию системы госуправления и реализацию программ по обеспечению прав человека. 3. Организация «цветной революции». Продвижением «цветной революции» на постсоветском пространстве занимаются американские фонды и организации, среди которых фонд Джорджа Сороса «Открытое общество» (принимавший активное участие в «революции роз» в Грузии), ассоциация Freedom House (которая перед «тюльпановой революцией» в Киргизии выпускала шесть оппозиционных газет и во многом способствовала свержению президента Аскара Акаева), а также Международный республиканский институт – МРИ, занимающийся распространением демократии в мире. Именно они, по мнению экспертов, являются проводниками революций, «сметающих один за другим бывшие придатки Москвы к великой радости Джорджа Буша». «Я убежден, что даже без помощи американских фондов в один прекрасный день революции в Украине, Грузии и Ливане все равно бы состоялись», - заметил американский сенатор Джон Маккейн, являющийся руководителем МРИ, в ответ на прозвучавшие в его адрес обвинения в экспорте «цветных революций». В списке перерегистрированных Минюстом РФ неправительственных организаций (НПО) присутствует и Национальный демократический институт (НДИ), возглавляемый бывшим госсекретарем США Мадлен Олбрайт. След НДИ прослеживается с событий в Югославии 2000 г. Здесь на американские деньги НДИ создал молодежную организацию «Отпор», благодаря которой был свергнут президент Милошевич. В 2003 г. интересы США привели НДИ в Закавказье - Институт профинансировал в Грузии молодежное движение «Кмара» («Хватит»), ставшее организатором массовых беспорядков в период «революции роз» и сыгравшее одну из решающих ролей в свержении президента Шеварднадзе. Через год НДИ проспонсировал Народный союз «Наша Украина» и движение «Пора», обучив их по программе «Участие граждан в выборах на Украине» - результатом стал «оранжевый» майдан. Первую неудачу НДИ потерпел в Белоруссии - в феврале 2006 г. местный КГБ обнаружил в офисе подпольной организации «Партнерство» заполненные протоколы опроса избирателей, датировавшиеся 19 марта 2006 г. - днем выборов президента Белоруссии. По документам получалось, что за кандидата от оппозиции Милинкевича проголосовали 53,7 % избирателей, а за президента Лукашенко - только 41,3 %. Спонсором «Партнерства» был НДИ. Сегодня указанное НПО финансирует оппозицию в Киргизии и Казахстане. По сравнению с прошлым годом, бюджет НДИ в России вырос более чем вдвое. В руководстве другой НПО - Фонда Карнеги «За международный мир» - постоянно присутствуют бывшие кадровые разведчики (в т.ч. глава разведки госдепартамента США Мортон Абрамовиц). В 2005 г. ведущий сотрудник Фонда Карнеги опубликовал статью «Закат Путина и ответ Америки», где было отмечено: «Наиболее эффективные из акций протеста в странах региона проходили под руководством студенческих организаций «Отпор», «Кмара», «Зубр» (Белоруссия - авт.) и «Пора». Их методы хорошо известны, и этот опыт может и должен распространяться в России... США должны твердо выступить на стороне демократии и против Путина. Какие бы зловещие планы ни вынашивала Россия, ее «неоимпериализма» опасаться не стоит, учитывая, насколько некомпетентно сегодня осуществляется внешняя и военная политика России...» В прошлом году главный офис Фонда Карнеги в Вашингтоне стал виновником дипломатического скандала: на его территории Джеймстауновский фонд провел конференцию «Кавказский фронт Садулаева: перспективы нового Нальчика» (Садулаев - один из уничтоженных «президентов Ичкерии», а нападение боевиков на Нальчик было расценено в России как террористическая акция). На конференции была предоставлена трибуна ораторам, которых в России называют террористами. Чеченские эмиссары принимались и членами госдепартамента.

Admin: 4. Российский сегмент «цветной революции». Экспортировать демократию в Россию США намерены через участие в парламентских и президентских выборах (зима 2007 – весна 2008 гг.). Будет продолжена уже опробованная практика спонсирования российской оппозиции, более того - в России давно действуют неправительственные организации, устраивавшие «бархатные» перевороты. В упомянутом выше докладе госдепартамента отмечается важность работы американской стороны с представителями российского оппозиционного форума «Другая Россия», которую возглавляет Гарри Каспаров, резко критикующий нынешнего российского Президента и проводимую им политику. Судя по всему, именно «Другая Россия» будет главным инструментом вмешательства США во внутреннюю политику России. Лидеры оппозиционного форума после встречи с представителями американской администрации сконцентрировали свое внимание на проведении уличных акций в крупных городах страны («Марш несогласных» и др.). Организованные ими несанкционированные мероприятия сопровождаются столкновениями с ОМОНом и политическими противниками. В прошлом году Россия обезопасила себя от недобросовестных НПО, внеся поправки в закон о некоммерческих организациях. НПО прошли перерегистрацию, им теперь нельзя бесконтрольно раздавать гранты и вмешиваться во внутриполитическую жизнь страны. Однако это не помешало Вашингтону начать общероссийскую спецпрограмму по отслеживанию настроений электората - корреспондентская сеть Ассоциации в защиту прав избирателей «Голос», имеющая офисы практически во всех регионах страны и специализирующаяся на мониторинге региональных выборов, предоставляет американцам всю требующуюся информацию. В Минюст РФ поступила информация о том, что «Голос» - это организация, аналогичная созданным для неконституционного свержения власти в Грузии и Украине НПО «Кмара» и «Пора!» и имеющая с ними тесные контакты. По мнению экспертов, схема действий «Голоса» может быть идентична сценарию, который применялся в Грузии и на Украине: большое количество наблюдателей от этой организации будет участвовать в парламентских выборах 2007 г., затем объявят о массовых фальсификациях и под этим предлогом попытаются вывести на улицы тысячи людей. 5. Технические аспекты «цветной революции». Способы продвижения «цветной революции» достаточно хорошо изучены. В 2006 г. американские НПО проводили в России учебу членов целого ряда российских политических партий и представителей СМИ, где показывали, как правильно и непредвзято освещать политические проблемы, а также вели разъяснительную работу среди рядовых избирателей, объясняя им, как правильно голосовать. При подготовке к выборам 2007-08 гг. данные НПО работают не только с представителями российских оппозиционных партий, но и с самыми широкими слоями гражданского общества, членами других НПО, независимыми аналитическими центрами, лидерами и рядовыми членами профсоюзных структур, причем речь идет не только об оказании финансовой помощи, но и прямом содействии американских дипломатов - сотрудники посольства и консульств США в России часто встречаются с представителями оппозиционных партий и движений, а также представителями НПО, получающих американские гранты и финансовую поддержку. Так, например, приоритетные направления деятельности НДИ таковы: • распространение образовательных программ, созданных для поддержки демократических институтов за рубежом; • поддержка посредством программ финансирования демократического развития с учетом широких национальных интересов и конкретных требований демократических кругов других суверенных государств; • проведение образовательных программ для студентов, политических деятелей по вопросам внешней политики; • предоставление стипендий, дотаций и другой поддержки, которая способствует достижению вышеуказанных целей. 6. Лондонский след «цветной революции». Он связан с деятельностью бывшего российского предпринимателя Бориса Березовского. В начале 2006 г. в интервью радиостанции «Эхо Москвы» Березовский заявил, что он якобы в течение 18 месяцев планировал государственный переворот в России с целью свержения «антиконституционного режима». 13 апреля этого года в интервью британской The Guardian Березовский подтвердил, что готовит переворот в России и намерен «использовать силу для смены режима Путина». Он также подчеркнул, что лично осуществляет финансирование группы своих сторонников в России, занимающихся организацией переворота. «Я замышляю новую русскую революцию», - эти слова Бориса Березовского были вынесены на первую полосу издания. Далее Березовский продолжил: «Нам необходимо силой сместить этот режим. Демократическими методами свергнуть этот режим невозможно. Не может быть никаких перемен без давления, без применения силы» (Генеральный прокурор РФ дал поручение возбудить уголовное дело по факту высказываний Березовского в интервью The Guardian). В интервью Березовского «Би-би-си» 28 июня 2007 г. также превалировала тема «дворцового переворота» в России. Березовский заявил, что несмотря на мнение более чем 70 % населения России (симпатизирующего Путину), у него есть право и даже обязанность сменить систему власти в России, поскольку в нынешнем виде она движет Россию назад, в советские времена. Далее Березовский заявил, что имеет право сбросить Путина с трона несмотря на подавляющую поддержку Президента со стороны россиян. Развивая тему поддержки российской оппозиции, Березовский сказал, что финансирует коалицию «Другая Россия», куда входят Гарри Каспаров, Михаил Касьянов и ряд других российских оппозиционеров (интересно, что Каспаров и некоторые другие члены коалиции отрицали связь с Березовским). Далее Березовский заявил, что поддерживает тесные контакты с российской политической элитой, которая разделяет его точку зрения, считая, что господин Путин наносит ущерб России, отступая от демократических реформ, удушая оппозицию, сосредотачивая в своих руках власть и попирая конституцию. Возглавить движение против нынешнего Президента может, по мнению Березовского, бывший премьер-министра России Михаил Касьянов. «Я считаю, что Касьянов - идеальная фигура для консолидации самых разных сил, оппозиционных путинскому режиму. И правых, и левых, и русских, и нерусских, а самое главное - как человек, бывший во власти, он хорошо знаком с ситуацией в регионах и со многими губернаторами лично», - заявил Березовский. Он уверен: в России революция, если и будет, то отнюдь не «бархатная» и не «тюльпановая». «Однажды у меня был разговор с президентом Польши господином Квасьневским, он высказал одну мысль, которая мне очень запомнилась. «Мы, поляки, и вы, русские, - славяне, - сказал он. - Но между нами есть большое различие. Мы бьемся до первой капли крови, вы - до последней». Поэтому ни о какой «бархатной революции» в России речь не идет. Вопрос только в том, будет много крови или мало. Судя по той глупой и нерешительной власти, какая есть в России, - не думаю, что будет много крови, но она неизбежна», - добавил Березовский. С именем Березовского связан и последний шпионский скандал с отравлением полонием бывшего сотрудника ФСБ Литвиненко. В Лондоне проживает и объявленный в России террористом Ахмет Закаев.

Admin: 3. Перспективы «цветной революции» в России В своем Послании Федеральному Собранию в 2004 г. Президент России Владимир Путин заявил: «Далеко не всем в мире хочется иметь дело с самостоятельной, сильной и уверенной в себе Россией. Сейчас в глобальной конкурентной борьбе активно используются средства политического, экономического и информационного давления, укрепление же нашей государственности подчас сознательно толкуется как авторитаризм. Хотел бы в этой связи заявить: никакого пересмотра фундаментальных принципов нашей политики не будет. Приверженность демократическим ценностям продиктована волей нашего народа и стратегическими интересами самой Российской Федерации». Позиция Президента стала поворотным пунктом в победном шествии «цветных революций» на Восток. Уже сегодня эксперты и политологи, обсуждающие возможные факторы нестабильности российской политической жизни на ближайшие годы, в один голос заявляют: «цветная революция» в России невозможна. Почти все российские правительственные структуры осудили упомянутый выше доклад госдепартамента «Поддержка США прав человека и демократии в мире», охарактеризовав его как попытку вмешательства во внутренние дела России и других стран СНГ. Даже обычно поддерживающие внешнеполитические выпады Вашингтона российские правозащитники заявили, что США после Ирака потеряли какое-либо моральное право указывать другим странам, какую демократию им строить. Помимо этого российские политологи усмотрели в докладе госдепартамента желание США уже заранее признать выборы в Думу зимой 2007 г. и президентские выборы весной 2008 г. «недемократичными», а российскую власть - нелегитимной. Российские партии, представленные в Госдуме, расценили доклад госдепартамента «не просто как попытку грубого давления на РФ, но и стремление нарушить ее суверенитет». Власти США «под предлогом защиты прав человека и свободы слова в России вмешиваются во внутренние дела нашей страны в целях нарушения ее конституционного строя и оказания давления на Россию как извне, так и изнутри», - подчеркивается в заявлении, принятом по итогам прошедшего в Госдуме Межпартийного совещания по внешней политике. Его участники констатировали, что изложенная в докладе установка на продолжение вмешательства во внутренние дела России «дает достаточно политических и юридических оснований для принятия действенных мер по защите суверенитета и национальной безопасности России от внешнего посягательства». «Мы никогда не согласимся с сомнительными оценками, имеющими мало общего с реальным положением дел в России», - говорится в заявлении Общественной палаты РФ, подготовленным в связи с публикацией доклада госдепартамента США. - Мы лучше других знаем собственные проблемы и больше других заинтересованы в создании в России развитых институтов гражданского общества и правового государства». Государством избраны следующие механизмы реализации курса на построение основ гражданского общества и противодействие «цветной революции»: • целиком финансируется из бюджета формируемая властью Общественная палата; • в законы, регулирующие деятельность общественных организаций, внесены поправки, поставившие под административный контроль финансовую деятельность тех НПО, которые не зависят от бюджетных денег; • началось бюджетное финансирование отдельных общественных организаций; • начиналось судебное рассмотрение обвинения против Бориса Березовского о хищении денег компании «Аэрофлот», сам Березовский находится в российском розыске, дело в его отношении будет рассматриваться заочно; в феврале 2006 г. Генпрокуратура РФ возбудила в отношении Березовского уголовное дело по статье «насильственный захват власти», а 1 марта того же года Россия направила в Великобританию запрос об экстрадиции, однако магистратский суд Лондона отказал в удовлетворении ходатайства российской Генпрокуратуры, мотивировав отказ тем, что Великобритания предоставила Березовскому политическое убежище. 4. Правовые аспекты государственного противодействия «цветной революции» Новые законодательные изменения и активизация Кремля ослабили и без того не большой корпус «демократов» в России. 10 января 2006 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», внесший изменения в федеральные законы «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», Закон РФ «О закрытом административно-территориальном образовании», направленные на создание механизма контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций законодательству РФ и декларированным в их уставных документах целям. Разработка данного закона была обусловлена необходимостью реализации поручений Президента РФ, которые он высказал в своем Послании Федеральному Собранию, где были поставлены задачи по совершенствованию действующего законодательства в части создания нормальной системы учета и контроля за финансовыми потоками, идущими через НПО. Суть основных нововведений закона сводится к следующему: 1) в Законе РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» введены дополнительные ограничения для создания и деятельности на территории ЗАТО коммерческих и некоммерческих организаций с участием иностранных юридических и физических лиц; 2) в Федеральном законе «Об общественных объединениях»: - указано, что факт наличия в деятельности учредителя признаков экстремизма либо деятельности по осуществлению легализации (отмыванию) им денежных средств, полученных преступным путем, устанавливается судом; - исключено право Министерства юстиции (Росрегистрации) контролировать финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений; Росрегистрации предоставлено право получать необходимую информацию о финансовой деятельности общественных объединений от соответствующих налоговых и финансовых органов; - в переходные положения введена норма, запрещающая перерегистрацию общественных объединений и некоммерческих организаций. 3) в Федеральном законе «О некоммерческих организациях»: - введен особый порядок регистрации для всех некоммерческих организаций; - введена норма согласно которой, структурные подразделения иностранных некоммерческих организаций обязаны уведомлять государственные органы о финансовых средствах, поступающих от иностранных юридических и физических лиц. Законодательными новеллами предусматривается введение специального порядка государственной регистрации некоммерческих организаций, созданных в форме некоммерческого партнерства, учреждения, автономной некоммерческой организации, фонда, ассоциации, союза, учредителями которых не являются органы государственной власти или местного самоуправления. В законе уточняются также нормы, касающиеся оснований для отказа в государственной регистрации общественных объединений и их ликвидации, а также вводится уведомительный учет общественных объединений, действующих без приобретения статуса юридического лица. Согласно ст. 23.1 действующей редакции Федерального закона «О некоммерческих организациях», в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано по следующим основаниям: учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции РФ и законодательству РФ; наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан; выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может быть учредителем (в соответствии с п. 1.2 ст. 15 настоящего закона) и др. В государственной регистрации отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации может быть также отказано по следующим основаниям: цели создания отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации противоречат Конституции РФ и законодательству РФ; цели создания отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности, национальному единству и самобытности, культурному наследию и национальным интересам РФ; ранее зарегистрированное на территории РФ отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации было ликвидировано в связи с грубым нарушением Конституции РФ и законодательства РФ.




полная версия страницы