Форум » Достопримечательности » Тепе-Кермен. Гора-крепость возле Бахчисарая. » Ответить

Тепе-Кермен. Гора-крепость возле Бахчисарая.

Tongor: Сначала я намеревался написать на тему так называемых пещерных городов Крыма, однако она не то чтобы необъятна, но чрезмерно объёмиста для одного поста. В то же время, рассказывать про те места, где сам не бывал - дурной дон. И потому, подумав, я решил написать об одном из таких объектов, который облазил лично. С кратким предисловием, касающимся почти всех его собратьев. Предисловие Обширную группу городищ, протянувшихся от Бахчисарая до северо-восточных предместий Севастополя, принято называть пещерными городами. По той простой причине, что "так сложилось исторически". Первые настоящие исследователи, пришедшие сюда в начале XIX века, при всём своём усердии и педантичности, не имели ни инструментария, и методик второй половины века XX-го. Зато пред- и послевоенные археологи во многом опирались на их труды. Однако те места, которые действительно были городами, т.е. центрами политики, ремесла, сельского хозяйства и мелкого производства, на самом деле пещерными не являлись. В известняке вырубались в основном хозяйственные помещения: загоны для скота, кладовые. И, как ни удивительно - церквушки и часовни. Возле Качи-Кальона есть несколько буквально выеденных изнутри глыб, одна из которых по сей день работает церковью. Так вот, города - Чуфут-Кале, Кыз-Кермен, Мангуп, плато Фыцки над Качи-Кальоном, плато возле Алимовой балки и другие - несмотря на то, что в их состав так или иначе входили пещерные помещения, в эпоху своего населённого существования были застроены как и подобает настоящим городам. На поверхности, кое-где даже в два этажа. Что поделать, известково-глиняный раствор не настолько прочен, чтобы противостоять последовавшим векам заброшенности. Во многих местах только выровненное ложе скалы, игравшей роль естественного фундамента, может подсказать, что здесь стояли стены зданий. Более поздняя застройка XVI - XVIII вв на Чуфут-Кале дожила до наших дней. Таким образом, называть подобные поселения "пещерными городами" неправильно со всех сторон. Не назовём же мы городскую провинциальную застройку 30..50 годов XX века "сарайной" за то, что многие хозяйственно-бытовые помещения были вынесены во двор, в один групповой сарай, стоявший в центре небольшого квартала из двухэтажек? Экскурсоводы зачастую несут откровенный бред, пусть он остаётся на их совести. А расскажу я об одном из довольно загадочных мест, расположенном в Качинской долине возле сёл Машино и Кудрино. Это гора-останец Тепе-Кермен, высотой 543 м. В прямом переводе "Горная крепость". Вид с дороги у подножия Несмотря на то, что и "кале", и "кермен" принято переводить как "крепость", между этими понятиями есть разница. Первое слово тюркское, второе - иранское. И если "кале" это крепость в её изначальном смысле, т.е. укреплённый оборонительный пункт, то "кермен" происходит от понятия, родственного такому как... "кремль". Здесь кроется хитрое смысловое расхождение, подобное тому, что каждый воробей птица, но не каждая птица - воробей. Далее будет целый ряд подтверждений, а пока я остановлюсь на том, что "кермен", как и "кремль" является зародышем будущего города, административного центра некоей территории. Тепе-Кермен, в отличие от остальных куэст западного Крыма, не имеет перемычки, соединяющей оголовок с массивом основного хребта. Подстилающий слой мшанковых известняков мягок и одновременно хрупок по сравнению с плотными вышележащими мергелями. И в этом месте оказалось достаточно одного из подземных толчков, чтобы шейка куэсты расселась. Разрушение довершили дожди, растительность и прочие внешние воздействия. Есть косвенные свидетельства, что произошло это уже в сравнительно исторические времена. Так и сложился современный облик - конусовидная одинокая гора с крутыми склонами и миниатюрным плато на вершине. Вид с Кыз-Кермена Ещё одно отличие Тепе-Кермена от остальных поселений именно в том, что он в несколько ярусов (разные исследователи насчитывали от 7 до 10, сейчас чётко выделяют 6..7) изъеден вырубленными в скале помещениями, многие из которых представляют собой настоящие многокомнатные квартиры. На поросшей мелколесьем и густым кустарником поверхности плато, площадь которого около гектара, повсюду следы древней застройки и провалы в рукотворные пещеры. Поэтому как раз Тепе-Кермен со всем основанием и без оговорок можно называть пещерным городом! Таврида была заселена очень давно, в промежутке 100..70 тыс. л. до н.э., в районе Тепе-Кермена не было обнаружено следов даже кеми-обинской культуры (IV..III вв до н.э.), в то время как совсем неподалёку, чуть ниже по долине Качи, культурный слой кеми-обинского периода найден во многих местах. Первые свидетельства обитания человека на Тепе-Кермене относятся ко времени возвращения Крыма под власть Византии, т.е. к V..VI веку. Уже в VII веке на плато была возведена небольшая крепость-форпост. Скудные материальные находки позволяют говорить только о том, что постоянно здесь обитал лишь небольшой гарнизон. Жители плодородной долины появлялись на горе в случае опасности. Фактически, происходила повторная экспансия Рима, только под византийской вывеской, и без мордобоя с местными племенами, потомками воинственных тавров и скифов, не обходилось никак. Зато естественными союзниками Византии были готы. К VI веку именно они составляли основное население богатых, орошаемых самыми мощными реками Крыма долин Срединной гряды. Прокопий Кесарийский писал: Здесь же, на этом побережье есть страна по имени Дори, где с давних времен живут готы, которые не последовали за Теодорихом, направлявшимся в Италию. Они добровольно остались здесь и в моё ещё время были в союзе с римлянами, отправляясь вместе с ними в поход, когда римляне шли на своих врагов, всякий раз, когда императору это было угодно. Они достигают численностью населения до трех тысяч отменных бойцов, в военном деле они превосходны, и в земледелии, которым они занимаются собственными руками, они достаточно искусны; гостеприимны они более всех людей. Сама область Дори лежит на возвышенности, но она не камениста и не суха, напротив, земля очень хороша и приносит самые лучшие плоды. Наличие трёх тысяч отменных бойцов, оценённых византийцем, означает, что готский народ содержал профессиональную, регулярную (по тем временам) армию. Для этого необходимо, если брать мобилизационный порог в 5%, чтобы всего народу имелось не менее 60 тыс. человек. А скорее всего, их было больше. При поддержке империи они стали активно осваивать окружающую местность, возводя один форпост за другим, и Тепе-Кермен явно был одним из первых. Расцвета этот город-крепость достиг в период X..XII веков, когда на плато возникли многочисленные постройки жилого и хозяйственного назначения. Верхние два яруса и местами третий пронизаны сложной системой ходов сообщения, наружу выходят бойницы, пригодны для стрельбы из лука и метания камней. Во многих местах перебраться из одного помещения в другое можно только с помощью верёвки. Очевидно, что здесь в своё время использовались легкосъёмные лестницы. Верхний ярус Нижний ярус Нижние ярусы пещер были созданы и как жилые (частично), так и хозяйственные - под содержание скота и прочие нужды. В наши дни удобные рукотворные гроты продолжают иногда использоваться :). Всего же насчитывается более 230 искусственных полостей. Во многих пещерах сохранились спальные ниши, выемки и целые отдельные помещения под кладовые. В общем, Тепе-Кермен обжили основательно. До сих пор остаётся загадкой, как осуществлялось водоснабжение. Этот город-крепость очень слабо исследован, единственные раскопки проводились здесь только в 1969..72 годах. Кое-где есть конусообразные отверстия-воронки в "потолках", но одной дождевой влаги явно недостаточно. Все известные источники находятся внизу. Но, может быть, в недрах горы когда-то был свой родник, питаемый конденсационной водой, просачивающейся сквозь известняк? Похожий источник есть на соседнем Кыз-Кермене. Гостиница В 1970-х годах здесь было две комнаты. Свод обрушился в результате землетрясения. Помещение с выемками определённо выполняло роль кухни или мастерской, а налево находится жилая пещера, удобная для обитания довольно большой группы туристов. В конце 80-х..начале 90-х годов прошлого века ещё можно было рассмотреть надпись над дверным проёмом: "Гостиница" :). На то, что Тепе-Кермен служил не просто крепостью, а административно-духовным центром округи (читай - кремлём), указывает и то, что здесь обнаружили целых четыре церкви! В одной из них сохранилась крестильная купальня, рассчитанная на взрослого человека. О чём это говорит? О многом. В VIII-IX веках в метрополии пошла волна иконоборчества. Многие священники были вынуждены бежать подальше - в Малую Азию и Крым. Среди них Стефан Сурожский, один из самых почитаемых в Крыму святых. И там и здесь они основали множество архитектурно схожих небольших монастырей-скитов. А надо сказать, что вплоть до этого же времени большинство жителей Тавриды оставались политеистами, в основном приверженцами солярных и плодородных (земледельческих, скотоводческих) культов. Примечательно, что самый сохранившийся храм Тепе-Кермена, "церковь с баптистерием", несёт черты одновременно языческой и христианской традиций. Он ориентирован по оси "север-юг", что характерно для положения человека в мире между живым, солнечным югом и ледяным севером. Многоразовая могила Церковь с баптистерием А на этаж ниже лежит пещера, наполненная костями. Из-за дефицита свободной земли могилы на Тепе-Кермене были многоразовыми. После истлевания плоти останки извлекались, и под чтение молитв (а также, очевидно, различных народных, читай - языческих - наговоров) обмывались вином. И складировались. В христианстве того времени ещё много где бытовало мнение, что для успешного воскрешения необходимо наличие физической привязки к телу. Успешно пережив хазарскую власть, выросшее из "страны Дори" княжество Феодоро, менее известное как Готия, не смогло устоять перед ордынским нашествием на стыке XIII — XIV веков. Мангуп, где находилась столица княжества, и ряд других поселений отразили атаку беклярибека Ногая, сумев продежаться в относительной независимости на полтора столетия дольше, однако "районные" крепости пали. Жизнь в них прекратилась надолго, во многих - навсегда. Последние обитатели Тепе-Кермена, немногочисленные монахи-отшельники, покинули его в XVI веке. Добраться сюда несложно. Если у вас хорошая проходимость и есть возможность отправиться из Староселья (район Бахчисарая) как можно раньше, то реально уложиться в рамки похода выходного дня, заглянув по пути на Чуфут-Кале и в Успенский монастырь. Если же надо сначала как-то добраться до Бахчисарая, то после посещения первых двух пунктов лучше всего будет пройти дальше через Иосафатову долину и устроить на Тепе-Кермене ночёвку. Воду придётся набрать или в монастыре, или заглянуть в балку Сарабей, она недалеко от горы. Вариантов экскурсии, как организованной, так и самодеятельной, много.

Ответов - 0



полная версия страницы